Найти тему
Юрий Смирнов

Авиамодель своими руками из потолочной плитки. Летающая телега

Оглавление

Достаточно давно дело было. У меня начался кризис среднего возраста. Мне захотелось купить самолет, чтобы развлекаться на даче. Копать грядки скучно. Я даже начал тренироваться на компьютерном симуляторе. Но когда вышел в поле с самолетом, так толком поднять его не смог. Какое-то время он, конечно, летел. Ну а потом падал, земля мне явно мешала. Первый опыт оказался печальным. Дело было отнюдь не в самолете, по многочисленным отзывам модель была летучая… Мой пыл слегка остыл. Но зимой руки опять зачесались, захотелось сделать самолет с нуля.

Летающая телега уходит на закат. Фото автора
Летающая телега уходит на закат. Фото автора

Начал покупать комплектующие в отечественных магазинах. Чтобы самик полетел были необходимы : приемник, регулятор, бесколлекторый двигатель, аккумулятор, сервомашинки, воздушный винт… Получалось дорого. Комплект на самик зашкаливал за 4000 рублей, при том, что готовую модель можно было купить за 4000-6000 руб, да еще и с передатчиком. Только спустя год до меня дошло, вернее, подсказал знакомый авиамоделист Костя, что ВСЕ надо заказывать в Китае (интернет-магазин в Гонконге). Экономия получается небольшая, но ассортимент у них очень большой, в Москве много просто не найдешь. Одна беда, посылку я последний раз ждал больше 2-х месяцев, за все надо платить.

Рассказывать о том, как я делал первый самолет, не буду, он так и не был доведен до ума, поскольку сразу был заложен второй самик, потом третий ….

Перейду сразу к описанию материалов и инструментов, которые используются при создании простых моделей радиоуправляемых самолетов. После появления на рынке пенопластовой потолочной плитки, появилось целое направление авиамоделистов, которые делают свои модели из «потолочки». Это направление я и представляю. ВСЕ мои модели сделаны из 3-х-4-х миллиметровой потолочной плитки. Для ее обработки необходим минимум инструментов, которые можно купить в любом хозяйственном магазине. Нож канцелярский, металлическая линейка, брусок обтянутый шкуркой, линейка деревянная, скотч. Детали из потолочки склеиваются клеем «Титан», на спиртовой основе.

Еще понадобятся: сосновые рейки, карбоновые прутки, нитки, стальная проволока. Сосновые рейки и карбоновые прутки продаются в специализированных магазинах для моделистов. Например: в «Хобби для всех» на Братиславской или «E-fly» на Водном стадионе. Красить самолет лучше акриловыми красками для стендового моделизма. Я крашу краской от отечественной фирмы «Звезда», краски продаются в тех же магазинах для моделистов, что и рейки.

При использовании этих материалов модель-«пустышка» (без бортового оборудования) укладывается в сумму всего в 400-700 рэ. Львиная доля из этой суммы идет на краски по 50 рэ за малюсенькую баночку, которых на модель может пойти более 4-х штук.

Материалы и инструменты для создания модели. Фото автора
Материалы и инструменты для создания модели. Фото автора

На фото: материалы и инструменты, которые используются при создании моих моделей. На заднем плане модель паркфлаера с вертикальным взлетом «BLB», он тоже сделан по «поточной» технологии. Взлетный вес 150 граммов, размах крыльев 60 см.

Сила страсти

Сила страсти. Силу страсти к моделированию я ощутил, когда стоял в очереди за комплектующими в магазине «Е-fly». В очереди стояло всего три человека. Перед о мной стоял дедок лет 70, а за мной дяденька в костюме за несколько килобаксов. Дедок выбирал микрооборудование на самик, пытаясь всячески сэкономить. У меня возникло ощущение, что всю свою пенсию он все-таки оставит в магазине. Пока дедок выбирал комплектующие и тестировал приемник на совместимость со своим пультом, мы разговорились. Оказалось, что дедок еще в 57 году участвовал в соревнованиях по зальным резиномоторным моделям в Чехословакии. Это за 11 лет до моего рождения, а сейчас решил переделать ту модель образца 57 года под радиоуправляемый самик!

Человек в дорогом костюме, который стоял за мной, оказался еще более колоритным персонажем. Про себя я окрестил его «директором». Пока мне пробивали карбон на кассе, «директор» грузил менеджера, подробностями о новом зарядном устройстве, которое обошлось ему в 27 килорублей и было заказано в Германии. Параллельно «директор» набрал в магазине всякой «ерундовины» к самику тысяч на девять. Выходили из магазина мы вместе. Когда он отъехал на огромном «Субурбане», меня посетила мысль, что огромный джип он купил, только для того, чтобы было удобно вывозить свой любимый самолет в собранном виде на полеты в поле….

5-й прототип fly truck-а.

«モスクワ近郊ヒマラヤの村、夜。

翼カートは太陽に追いつこうと望んでいる。
しかし、それは雑草を防止:)»

Перевод с японского языка:

«Гималайский деревне под Москвой, в ночное время.

Корзина крыло хочет догнать ВС
Тем не менее, это не позволяет сорняк:)»

Обратный перевод переводчиком от GOOGLE.

Говорят, у Бекмамбетова главный герой фильма «Черная молния» летает на отечественной «волге», забавно конечно, пришлось в пику «великому» режиссеру сделать «желтую молнию», которая реально летает.

Осенью начал делать 5-й прототип летающего грузовика. Некоторые ошибки, которые были допущены при конструировании первых четырех прототипов, были учтены. Чертить стал прямо по потолочной плитке.

Детали для модели, из  потолочной плитки. Фото автора
Детали для модели, из потолочной плитки. Фото автора

На этих фото нарезка деталей к 4-му прототипу. Она демонстрирует технологию сборки.

Детали склеиваются  ТИТАНОМ. Фото автора
Детали склеиваются ТИТАНОМ. Фото автора

Детали аппарата стыкуются на шипах, склеиваются «Титаном». Как и у предшественника «коробка» 5-го прототипа была сделана 24 см на 24 см. Передняя часть «коробки» укреплена по бокам вторым слоем потолочки, нижнее крыло сделано монолитом из двойной потолочки, площадь верхнего увеличена, верхнее крыло сделано из одинарной потолочки, армированной 1,5 мм-в карбоновым прутком. Передние (верхние) крылья вклеены в крышу грузовика под небольшим углом, чтобы придать крылу некоторую V-образность. Такое крыло стабилизирует горизонтальный полет аппарата. Суммарная площадь крыльев ( в т. ч. и хвостового оперения) получилась огромной – около 34 кв дм при размахе крыльев 74 см. Рули высоты и направления убраны внутрь «коробки» хвостового оперения, так чтобы ЛА имел возможность взлетать вертикально.

Больше всего утомила покраска аппарата, красил я его акриловой краской, кисточкой. Краски ушло просто караул. Когда закончились четыре баночки отечественной «Звезды», я не смог найти такой же оттенок и пришлось покупать дорогущую «Тамию». Еще три банки извел, блин. Аппарат после покраски потяжелел граммов 10-15. Точно не могу сказать, забыл взвесить. Моторчик под создаваемый прототип был уже оттестирован 2730 (3000 об/в) с регулятором на 12А давал тягу под 500 граммов, что позволяло нагрузить на пепелац еще много чего. Аккумулятор под это дело сгодился 500 мА*ч, естественно ЛиПо-вый, 7,4 В.

Бортовое освещение. Фото автора
Бортовое освещение. Фото автора

На пепелац было навешано бортовое освещение и видео камера с передатчиком , который был подключен к отдельному аккумулятором.

Вес передающей видеосистемы после обрезания разъемов получился 60 граммов, освещение потянуло граммов на 30-40. В полностью снаряженным виде, вес аппарата увеличился до 425 граммов.

После нового года у меня получилось выбраться на дачу. Зимой я никогда не летал, было интересно попробовать. Погода была шикарной днем минус 15, ночью минус 24. Сильного ветра не было.

Комплектация и характеристики 5-прототипа:

Суммарная площадь крыла около 34 дм кв.

Вес - 425 граммов

Нагрузка на крыло / c оборудованием

Регулятор 12 А, вес 13 граммов

Аккумулятор LiPo 610 мА*ч, 7,4 В

Двигатель бесколлекторный аналог TURNIGY 2730, D2730, 3000 об/в, 30 граммов

2 –е 4-х граммовые микро сервомашинки, одна на руль высоты, другая руль направления.

Винт GWS прямой 8*4 дюймов.

Ширина 250 мм

Длина 500 мм

Высота 340 мм

Размах крыльев 740 мм.

Хвостовое оперение соединено c основным крылом (коробкой крыла) четырьмя сосновыми рейками 4 мм, которые вклеены в углы «коробок».

Винт находится в кабине. Фото автора
Винт находится в кабине. Фото автора

На этой фотке хорошо видны рули, которые убраны внутрь хвостовой «коробки». Рули подвешены на обычный прозрачный скотч.

Первый зимний запуск. Фото автора
Первый зимний запуск. Фото автора

C установкой на борт видеосистемы перед первыми испытаниями я погорячился, центровка оказалась излишне передней. Да и видеокамеру стало жалко после двух снежных «морковок». С первого раза прототип не полетел, может тяга на морозе упала или центровка…

Запуск  модели с руки. Фото автора
Запуск модели с руки. Фото автора

Вторая характерная морковь. Результат – сломанное переднее шасси. Ремонт занял 2 минуты, просто приклеил «Титаном» и все. Плохо, правда, было, что на даче было очень холодно и клей сох очень долго.

Зимняя "морковка". Фото автора
Зимняя "морковка". Фото автора

Оборудование: аккумулятор, регулятор, приемник, контроллер бортового освещения, все размещено в прямоугольной коробке-фюзеляже, которая приклеена под нижним крылом.

Управление - 2-е сервомашинки. Элероны будут приделаны потом. Фото автора
Управление - 2-е сервомашинки. Элероны будут приделаны потом. Фото автора

Сервомашинки врезаны в нижнее крыло, от них на рули идут карбоновые тяги.

Мягкая посадка. Фото автора
Мягкая посадка. Фото автора

Вторая попытка увенчалась успехом. Было снято видеооборудование, аккумулятор заменен на 610 мА-й. Центровка после снятия видео получилась слегка задней (4 см от задней кромки крыла). Полетный вес снизился до 360 граммов. Единственное, что я не учел, когда поднял пепелац повыше, что на высоте может быть сильный ветер… Я не успел оглянуться, как ЛА начало сносить на линию электропередач. Развернуть его я не сумел, пришлось поднять его выше и посадить на другом конце поля уже за линией электропередач.

Запарился по глубокому снегу ходить. Фото автора
Запарился по глубокому снегу ходить. Фото автора

Двигатель установлен внутри коробки и абсолютно защищен от любых неприятностей при встрече с землей. Посадка оказалась ну очень удачной, я просто вырубил газ, прототип сам мягко спланировал в снег. Нашли его мы с дочерью практически сразу, раскраска получилась яркой, на белом снегу, красно-желтый самолет был виден издалека.

Тащиться через все поле по глубокому снегу было совсем не в кайф. После пробежки вокруг поля, желание еще раз поднять ЛА, как-то пропало. Хотя потом я пожалел, что не попробовал вариант вертикального взлета.

Горят ли бортовые огни ?

Бортовое освещение получил из Гонконга под Новый год. Контроллер и люминисцентные шнурки. Стоили они какую-то ерунду 2-3 бакса за шнурок, 5,85 за контроллер, который тянул два шнурка и подключался на свободный канал приемника. Когда первый раз подключил шнурки, то немного расстроился, красный горел очень вяло, а желто-зеленый ярче, но на дневном свете это «тление» было более чем, скромным. На фото вы можете увидеть это сами, шнурок горит справа. Принцип их работы я так и не нашел. Шнурок очень легко лег по контуру ЛА, в четырех местах был прихвачен прозрачным скотчем и все дела. Контроллер порадовал наличием микро кнопки включения. Нажал кнопочку на нем– шнурки загорелись, нажал еще раз – выключились.

Не ярко шнурки горят. Фото автора
Не ярко шнурки горят. Фото автора

Ночью на даче я попробовал взлететь ночью, а потом пожалел, что пропустил сумерки.

Шнурки видны хорошо. Фото автора
Шнурки видны хорошо. Фото автора

На фото были видны исключительно горящие шнурки. Сам пепелац виден не был. Я несколько раз приподнял ЛА над дачным участком, не высоко, так чтобы только попробовать снять его на видео.

Вот такое северное сияние получилось на фото. Фото автора
Вот такое северное сияние получилось на фото. Фото автора

Для съемки видео оказалось темновато. А вот фотки получились реально мистические, это не северное сияние, это ночное фото летящего прототипа с включенным бортовым освещением, фантастическое зрелище, согласитесь.

Снова летающий грузовик в небе. Прошло полгода.

В следующий раз прототип полетел только через полгода, этим летом. Поднять его в воздух получилось только с третьей попытки, достаточно высоко бросив его над головой. По началу, я не учел, что поставил аккумулятор в два раза тяжелее 1000 мА*ч на 7.4 В, чем зимой и центровка сползла вперед. После первого непродолжительного полета аккумулятор был загнан сантиметров на 5 назад. Затем была совершена попытка вертикального взлета, причем удачная, что само по себе «не может быть c первого раза». Поднять прототип с доски оказалось очень легко. Поднял один раз, потом другой и «эх, раз, еще раз, еще много, много раз…». Получалось все, как в песне.

Пока не закончились «батарейки». Аккумулятор просел до 6,5 вольт, моторчик уже тянул плохо. Потом меня посетило ощущение, что с земли поднять летающую телегу проще, чем с руки. Сей факт явно противоречит здравому смыслу, ведь c руки любой самик легче кинуть, чем поднять его с земли. Согласитесь.

От земли отрывался легко. Фото автора
От земли отрывался легко. Фото автора

Вот и родился стишок - хойку :
«Глухая подмосковная деревня, вечер.
Крылатая телега хочет догнать солнце.
Но ей мешают заросли бурьяна " :) .»

Перевод на японский язык см. выше.