В 1981 году газеты Нью-Йорка и Лос-Анджелеса сообщили, что странный новый вирус убивает здоровых молодых людей.
Смерть от КОВИД-19 до сих пор ничто по сравнению с тем ущербом, который наносит ВИЧ, вирус, вызывающий СПИД. Но это первые дни. США совершили серьезные ошибки, когда появились ВИЧ и СПИД. Эти ошибки стоили многих жизней. Но нация тоже кое-чему научилась.
Действовать быстро и думать масштабно.
ВИЧ очень отличается от нового коронавируса тем, что его можно было бы замедлить. Поскольку ВИЧ тяжелее переносится, а инкубационный период гораздо длиннее, быстрые ответные меры могли бы предотвратить многие инфекции.
Но реакция была медленной. Экспертам в области здравоохранения потребовались десятилетия, чтобы просто обратить внимание на ВИЧ. Исследования показали, что ВИЧ перепрыгнул с животных на людей где-то в 1920-х годах и уже убил много людей к 1981 году, но врачи считали, что эти пациенты умерли от других вещей.
Тем не менее, как только ВИЧ был признан новым возбудителем инфекции в 1981 году, быстрые действия и массовые инвестиции в исследования могли бы спасти жизни людей. Вместо этого, правительственные чиновники сидели на руках. В 1982 году пресс-секретарь Белого дома Ларри Спикс превратил вопрос журналиста о СПИДе в гомофобную шутку. Потребовалось четыре года, чтобы разработать тест крови на ВИЧ.
Ранние сообщения о том, что стало известно как СПИД, ошибочно предполагали, что он был вызван гомосексуальным сексом. На самом деле ВИЧ передается всеми видами незащищенного секса, как гомосексуального, так и гетеросексуального, а также в продуктах крови.
Это фатальное бездействие проистекает из ошибочного предположения, что только некоторые люди заразились СПИДом, и что эти люди на самом деле не имеют значения. Вместо масштабных исследовательских усилий по разработке теста и лекарств были бессмысленные предложения о принудительном карантине гомосексуалистов и фактическом принудительном карантине гаитян.
После медленного начала, ситуация улучшилась. К 1990-м годам, еще до разработки современных "волшебных пуль" - антиретровирусных препаратов, профилактических препаратов PREP и средств постконтактной профилактики PEP - учреждения общественного здравоохранения пропагандировали способы замедления передачи ВИЧ, которые также защищали людей, например, использование презервативов, прохождение тестирования и общение с сексуальными партнерами. Если бы только они приняли эти меры в 1982 году.
Новый коронавирус уже есть во всем мире, но у чиновников общественного здравоохранения уже есть способы предотвратить передачу инфекции. Они забивают дома необходимые меры для замедления передачи вируса: Мойте руки, оставайтесь дома, если вы больны, отмените крупные мероприятия и ограничьте свою деятельность, если вам за 60 или если у вас проблемы со здоровьем.
Новое исследование, проводимое в настоящее время, показывает, что люди могут с наибольшей вероятностью передавать новый коронавирус сразу после его получения и до того, как у них появятся симптомы. Это тоже похоже на ВИЧ. Для коронавируса это означает "социальное дистанцирование", даже от людей, которые не кажутся больными. Ученые считают, что социальное дистанцирование, включая отмену крупных мероприятий и закрытие школ, а также широкое тестирование, может спасти сотни тысяч жизней.
Сегодня некоторые , похоже, считают, что не все должны быть осторожны, потому что не все серьезно заболеют. Это правда, что пожилые люди и люди всех возрастов, у которых есть проблемы со здоровьем, подвергаются большему риску, и беременные женщины тоже могут им стать. Но если системы здравоохранения будут перегружены, как это случилось в Ухане и Италии, это коснется всех, кто нуждается в медицинской помощи. А люди, больные КОВИД-19, будут делать гораздо хуже.
Сегодня к роману "Коронавирус" приобщился расизм, потому что первые сообщения об инфекции пришли из Китая. Как отметила Всемирная организация здравоохранения, упоминание о нем как о "вирусе Вухань" или "китайском коронавирусе" может заставить людей скрывать свои симптомы и избегать обращения за медицинской помощью. Это увеличит риск для всех. Он также вводит в заблуждение и стигматизирует, поскольку не имеет значения, где вирус перепрыгнул с животных на людей, и этот вирус не ограничивается какой-либо одной страной.
Инвестиции в исследования и общественное здравоохранение окупаются
В США потребовалось слишком много времени, чтобы сделать ВИЧ приоритетом общественного здравоохранения, разработать жизненно важные лекарства и доставить их тем, кто в них нуждается. Отчасти из-за такой медленной реакции почти 1 миллион человек ежегодно умирает от СПИДа. Даже сегодня недостаточно людей с ВИЧ-положительным статусом имеют доступ к лекарствам.
Но есть надежда. После того, как в 1996 году состоялся дебют антиретровирусной терапии ВИЧ, а в 2004 году богатый мир наконец предпринял серьезные шаги, чтобы поделиться этими чудодейственными лекарствами с остальным миром, история ВИЧ показывает, чего может достичь наука и общественное здравоохранение.
Особенно в богатых странах значительное финансирование научных исследований и общественных действий превратили СПИД из опустошительной эпидемии в управляемое хроническое заболевание. И даже для людей, которые не живут в богатых странах, результаты гораздо лучше, чем они были. К 2017 году смертность от СПИДа в мире сократилась вдвое. Вот надежда на ответ на роман коронавируса, который умнее и быстрее.