Найти в Дзене

Биография Вольфганга Амадея Моцарта. Часть II

Итальянские туры Владение итальянским оперным стилем было необходимым условием успешной международной композиторской карьеры, а австрийское политическое господство над северной Италией обеспечило Моцарту возможность открыть там двери. На этот раз мать и сестра Моцарта остались дома, а в семейной переписке содержится полный отчет о событиях. Первые гастроли, начавшиеся 13 декабря 1769 года и продолжавшиеся 15 месяцев, привели их во все главные музыкальные центры, но, как обычно, они делали паузы в любом городе, где можно было бы дать концерт или послушать концерт Моцарта дворянином. В Вероне Моцарт прошел строгие испытания в Филармонической академии, а в Милане, после испытаний своих способностей в драматической музыке, ему было поручено написать первую оперу для карнавального сезона. После остановки в Болонье, где они встретились с уважаемым теоретиком Джованни Баттиста Мартини, они отправились во Флоренцию и далее в Рим на Страстную неделю. Там Моцарт услышал Сикстинский хор в знамен
Оглавление

Итальянские туры

Владение итальянским оперным стилем было необходимым условием успешной международной композиторской карьеры, а австрийское политическое господство над северной Италией обеспечило Моцарту возможность открыть там двери. На этот раз мать и сестра Моцарта остались дома, а в семейной переписке содержится полный отчет о событиях.

https://ru.freepik.com/free-photo/violin-and-bow-on-white-background_4291672.htm
https://ru.freepik.com/free-photo/violin-and-bow-on-white-background_4291672.htm

Первые гастроли, начавшиеся 13 декабря 1769 года и продолжавшиеся 15 месяцев, привели их во все главные музыкальные центры, но, как обычно, они делали паузы в любом городе, где можно было бы дать концерт или послушать концерт Моцарта дворянином. В Вероне Моцарт прошел строгие испытания в Филармонической академии, а в Милане, после испытаний своих способностей в драматической музыке, ему было поручено написать первую оперу для карнавального сезона. После остановки в Болонье, где они встретились с уважаемым теоретиком Джованни Баттиста Мартини, они отправились во Флоренцию и далее в Рим на Страстную неделю. Там Моцарт услышал Сикстинский хор в знаменитом Мизеререре Грегорио Аллегри (1582-1652 гг.), который считался эксклюзивным заповедником хора, но который Моцарт скопировал из памяти. Они провели шесть недель в Неаполе; вернувшись через Рим, Моцарт имел папскую аудиторию и был сделан рыцарем ордена Золотой шпоры. Лето прошло недалеко от Болоньи, где Моцарт сдал экзамены для поступления в Филармоническую академию. В середине октября он приехал в Милан и приступил к работе над новой оперой "Митридат, король Понта". Ему пришлось переписать несколько номеров, чтобы удовлетворить певцов, но после серии репетиций (письма Леопольда дают увлекательное представление о театральных процедурах) премьера в театре Regio Ducal 26 декабря имела заметный успех. Моцарт в традиционной манере поставил первые три из 22 спектаклей. После короткой экскурсии в Венецию он и его отец вернулись в Зальцбург.

Уже были намечены дальнейшие поездки в Италию: для театральной серенаты, заказанной для королевской свадьбы в Милане в октябре 1771 года, и для дальнейшей оперы, опять же для Милана, в карнавальное время в 1772-73 годах. Моцарт также получил заказ на написание оратории для Падуи; в 1771 году он сочинил "Бетулию свободы", но о спектакле нет ни одной записи. Во время второго визита в Италию, с августа по декабрь 1771 года, состоялась премьера его "Асканио" в Альбе, которая, как с радостью сообщал Леопольд, "полностью затмила" другое новое сочинение по этому случаю - оперу (Руджеро) Иоганна Адольфа Хассэ, самого уважаемого оперного композитора того времени. Но надежды Леопольда на то, что его сын получит назначение в Милане, были разочарованы. Вернувшись в Зальцбург, Моцарт написал восемь симфоний, четыре дивертимента, несколько содержательных священных произведений и аллегорическую серенату "Согно ди Сципион". Вероятно, это произведение было задумано как дань уважения зальцбургскому князю-архиепископу графу Шраттенбаху, возможно, только весной 1772 года, а затем и его преемнику Иерониму, графу Коллоредо; Шраттенбах, терпимый работодатель, щедро разрешивший отпуск, скончался в конце 1771 года.

Третье и последнее путешествие по Италии длилось с октября 1772 года по март 1773 года. Новая опера "Луций Сулла" (Lucius Sulla) была поставлена 26 декабря 1772 года, а после тяжелой премьеры (она началась с опозданием на три часа и длилась шесть) она оказалась еще более успешной, чем "Митридат", с 26 спектаклями. Это самое раннее свидетельство того, что драматическим композитором должен был стать Моцарт. Он последовал за Луцио Силла с сольным мотивом, написанным для его ведущего певца, кастрата и композитора Венанцио Рауццини, Экссултата, "Ликование" (K 165), привлекательным трехчастным произведением, кульминацией которого стала блестящая "Аллилуйя". Инструментальная музыка периода вокруг итальянских путешествий включает в себя несколько симфоний; некоторые из них выполнены в легком, итальянском стиле (например, K 95 и K 97), а другие, в частности, семь из 1772 г., по форме, оркестровке и масштабу (например, K 130, K 132 и камерный мюзикл K 134). Есть также шесть струнных квартетов (K 155-160) и три дивертимента (K 136-138) в живой, экстравертной вене.

Ранняя зрелость

Больше симфоний и дивертиментов, а также месса, последовали летом 1773 года. Тогда Леопольд, несомненно, искавший для своего сына лучшей ситуации, чем Зальцбургский двор (ныне при гораздо менее симпатизирующем архиепископе), скорее всего, отвез его в Вену. Контакт Моцарта с новейшей венской музыкой, похоже, оказал на него значительное влияние.

Продолжение следует...