Эта формула естественной детской самоорганизации в игровом пространстве пришла к нам из «Хроник Нарнии» К.С. Льюиса (1898−1963). Юные герои фэнтезийных повестей, произнеся эти слова, попадают в волшебную страну Нарнию и переживают там удивительные приключения.
А у нас продолжится разговор о традиционных детских играх в сегодняшней Великобритании, в которых действует та же самая формула, открытая 70 лет назад в «Хрониках Нарнии»: детская коллективная вовлечённость в игру плюс мастерство модератора игры.
Say it quickly (Скажи быстро)
Все участники игры сидят кружком. Ведущий стоит в середине и задаёт вопросы. Играющие должны отвечать на его вопросы словами, которые начинаются на определённую букву алфавита. Отвечать нужно быстро, пока ведущий считает до десяти. Например, он может спросить: What is your favourite food? («Какая у тебя любимая еда?»)
Если игроки выбрали букву S, то ответ может быть: Sugar («Сахар») или даже Salt («Соль»). А на вопрос: I saw a strange animal in your garden yesterday – what is it? («Я видел странное животное в вашем саду вчера, кто это был?») – ответ может быть таким: Squirrel («Белка»).
Тот, кто не сможет быстро ответить на вопрос, получает штрафное очко.
How exact can you be? (Насколько ты точен?)
Для этой игры на столе нужно расположить много предметов: тетради, блокноты, ручки, карандаши, конверты, пуговицы и т. д. В течение нескольких секунд играющие смотрят на предметы, а модератор проговаривает названия предметов на английском языке: copybooks, notebooks, pens, pencils, envelopes, buttons…
Затем на этот «натюрморт» набрасывается лёгкая непрозрачная ткань. Участникам игры раздаётся по листку бумаги и карандашу. Каждый должен написать, сколько тетрадей, блокнотов, ручек, карандашей, конвертов, пуговиц и т. д. было на столе. Конечно же, счёт в пределах десяти на английском языке играющими должен быть уже освоен.
Выигрывает тот, чьи ответы точнее.
Perseverance wins (Усердие превозмогает)
Все участники игры сидят за столом. Перед каждым из них стоит мелкая тарелка с одинаковым количеством зёрен риса, а рядом иголка побольше или зубочистка. По сигналу игроки начинают убирать иголкой или зубочисткой с тарелки зёрнышко за зёрнышком.
Выигрывает тот, кто раньше всех справится с этим заданием.
Opposites («Сделай наоборот»)
В игре принимает участие любое количество игроков. Все садятся в ряд. Ведущий стоит в центре перед ними. Какие бы команды он ни давал, делать нужно наоборот.
Например, он говорит: Stand up («Встаньте»), а нужно сесть. Если ведущий велит игрокам: Smile («Улыбайтесь»), − они не должны смеяться, хотя это, конечно, очень трудно. Если ведущий предлагает игрокам: Cry «Плачьте»), − они должны смеяться и т. д.
Те, кто ошибаются, выбывают из игры. Выигрывает самый внимательный.