Найти тему

О законности штрафа за "самоизоляцию" в Санкт-Петербурге

ВСЕМ! ВСЕМ! ВСЕМ!

Внимательно прочтите этот пост и разошлите его как можно шире! И ещё сохраните эту информацию!

Речь о новых санкциях государства за нарушение т. н. «режима самоизоляции», законности этих санкций, вопросе о возможности компенсации стоимости средств индивидуальной защиты и рекомендациях по взаимодействию с сотрудниками правоохранительных органов.

1. Являются ли эти санкции законными?

Законодательное собрание Санкт-Петербурга внесло в «Закон об административных правонарушениях в Санкт-Петербурге» дополнение (статью 8_6-1) о введении штрафа за отсутствие «средств индивидуальной защиты» в размере 4 тыс. р. и повторного штрафа за это же нарушение в размере 5 тыс. р. Этот штраф распространяется на «граждан», т. е. на любого человека, который нарушит «требования нормативных правовых актов Правительства Санкт-Петербурга, направленных на введение и обеспечение режима повышенной готовности на территории Санкт-Петербурга, в том числе необеспечение самоизоляции» (выйдет из своего дома на улицу без средств индивидуальной защиты). Полный текст можно прочесть тут: http://docs.cntd.ru/document/564624551 (Закон Санкт-Петербурга от 8 апреля 2020 г. «О внесении изменений в Закон Санкт-Петербурга «Об административных правонарушениях в Санкт-Петербурге»»). Является ли эта мера законной?

Данное дополнение внесено на основании ранее изданного Постановления Правительства Санкт-Петербурга №121 от 13 марта 2020 г. «О мерах по противодействию распространению в Санкт-Петербурге новой коронавирусной инфекции (COVID-19)» и дополняющего его Постановления Правительства Санкт-Петербурга № 276 от 9 мая 2020 г. Полный текст Постановления №121 от 13 марта 2020 г. доступен тут: http://docs.cntd.ru/document/564437085. В частности, можно отметить следующее:

1) Режим повышенной готовности введён «для органов управления и сил Санкт-Петербургской территориальной подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций» (п. 1);

2) безусловный запрет введён на массовые мероприятия и работу почти всех компаний, предприятий и учреждений, кроме имеющих жизненно важное значение (медицинские, продуктовые магазины и пр.) (п. 2);

3) при этом п. 2-20 обязывает граждан с 12 мая по 31 мая 2020 г. использовать в общественных местах, в том числе в объектах розничной торговли, общественном транспорте, включая такси, средства индивидуальной защиты. При этом понятие «общественное место» точно не определено;

4) для граждан, юридических лиц и ИП введены и другие ограничительные меры, но эти ограничения носят рекомендательный характер (п. 3);

5) некоторые рекомендации адресованы органам местного самоуправления, территориальным органам федеральных органов исполнительной власти и исполнительным органам государственной власти Санкт-Петербурга; среди этих рекомендаций есть такая: «Оказывать в пределах компетенции содействие гражданам в выполнении требований и рекомендаций, указанных в постановлении» (пп. 10.3, 11.1. и 12.4.).

Т. е. лично для граждан ограничения и предписания в связи с пандемией коронавируса носят в целом рекомендательный характер (кроме обязывания носить средства индивидуальной защиты). Что касается этого обязывания, то оно не должно осуществляться за счёт самих граждан по таким причинам:

1) из-за уже упомянутых пп. Постановления Правительства Санкт-Петербурга №121 10.3, 11.1. и 12.4.;

2) ст. 23 и 24 ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» говорят, что финансирование и реализация мер по защите от чрезвычайных ситуаций должно происходить за счёт государства и местных властей.

Поэтому взимание штрафа по новой ст. 8_6-1 Закона об административных правонарушениях в Санкт-Петербурге неправомерно, эта статья не имеет юридической силы. Нельзя назначить штраф за неисполнение предписания, когда государство не ввело специальный режим, в котором уместно установление такого предписания, и не дало гражданам предусмотренных законом возможностей исполнения такого предписания.

В то же время ч. 3 ст. 56 Конституции РФ гласит:

«Права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.»

Есть четыре особых режима для подобных ограничений: повышенная готовность, карантин, чрезвычайная ситуация и чрезвычайное положение. Узнаем, что это такое.

РЕЖИМ ПОВЫШЕННОЙ ГОТОВНОСТИ

Ст. 11 ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера»:

«1. Органы государственной власти субъектов Российской Федерации:

м) принимают решения об отнесении возникших чрезвычайных ситуаций к чрезвычайным ситуациям регионального или межмуниципального характера, вводят режим повышенной готовности или чрезвычайной ситуации для соответствующих органов управления и сил единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций;

у) устанавливают обязательные для исполнения гражданами и организациями правила поведения при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации в соответствии с подпунктом "м" настоящего пункта;

2. Органы местного самоуправления самостоятельно:

и) вводят режим повышенной готовности или чрезвычайной ситуации для соответствующих органов управления и сил единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций;»

Как очевидно из вышеприведённых норм, законодательное собрание Санкт-Петербурга действительно могло ввести обязательные предписания для всех и каждого, но не сделало этого. Соответственно, вводить административную ответственность за нарушение не введённых чрезвычайных мер оно не вправе.

КАРАНТИН

ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» определяет карантин так:

«Ст. 1: ограничительные мероприятия (карантин) - административные, медико-санитарные, ветеринарные и иные меры, направленные на предотвращение распространения инфекционных заболеваний и предусматривающие особый режим хозяйственной и иной деятельности, ограничение передвижения населения, транспортных средств, грузов, товаров и животных;»

Согласно ст. 5 того же ФЗ, введение карантина и является полномочием РФ, но не субъектов федерации. При этом карантин введён Постановлением Главного Санитарного Врача № 57771 от 18.03.2020 г., но только для лиц, прибывающих в РФ из-за границы (http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_348022/). Следовательно, меры уголовной и административной ответственности за нарушение такого карантина применимы только для лиц, привёзших коронавирус из других стран и заразивших им нас с вами. Всеобщего карантина нет.

ЧРЕЗВЫЧАЙНАЯ СИТУАЦИЯ

Согласно уже упомянутому ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», это:

«Статья 1. Основные понятия

Чрезвычайная ситуация - это обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, распространения заболевания, представляющего опасность для окружающих, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей.»

Уже упомянутая норма (п. «м» ч. 1 ст. 11 этого ФЗ) разрешает местным властям вводить режим ЧС, но он не введён. Упомянутое выше Постановление Законодательного собрания Санкт-Петербурга ввело лишь режим повышенной готовности и именно для граждан дало в общем случае только ряд мер рекомендательного характера и обязывание носить средства индивидуальной защиты.

ЧРЕЗВЫЧАЙНОЕ ПОЛОЖЕНИЕ

Ст. 56 Конституции РФ говорит:

«1. В условиях чрезвычайного положения для обеспечения безопасности граждан и защиты конституционного строя в соответствии с федеральным конституционным законом могут устанавливаться отдельные ограничения прав и свобод с указанием пределов и срока их действия.

2. Чрезвычайное положение на всей территории Российской Федерации и в ее отдельных местностях может вводиться при наличии обстоятельств и в порядке, установленных федеральным конституционным законом.»

Имеется в виду ФКЗ «О чрезвычайном положении». Нас интересует оттуда следующее:

«Статья 3. Обстоятельства введения чрезвычайного положения

Чрезвычайное положение вводится лишь при наличии обстоятельств, которые представляют собой непосредственную угрозу жизни и безопасности граждан или конституционному строю Российской Федерации и устранение которых невозможно без применения чрезвычайных мер…

Статья 4. Введение чрезвычайного положения

1. Чрезвычайное положение на всей территории Российской Федерации или в ее отдельных местностях вводится указом Президента Российской Федерации с незамедлительным сообщением об этом Совету Федерации Федерального Собрания Российской Федерации и Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации.

Статья 11. Меры и временные ограничения, применяемые при введении чрезвычайного положения

Указом Президента Российской Федерации о введении чрезвычайного положения на период действия чрезвычайного положения может предусматриваться введение следующих мер и временных ограничений:

б) установление ограничений на свободу передвижения по территории, на которой введено чрезвычайное положение, а также введение особого режима въезда на указанную территорию и выезда с нее, включая установление ограничений на въезд на указанную территорию и пребывание на ней иностранных граждан и лиц без гражданства;»

В целом там много интересного, но главное в том, что безусловное ограничение свободы передвижения возможно только в таком, описанном выше, режиме ЧП, вводимом с помощью указа главы государства. Сейчас его нет.

Исходя из всего вышеизложенного, можно сделать вывод о том, что установленные ограничительные меры незаконны и не имеют юридической силы, потому что установлены с нарушениями процитированных норм Конституции и специальных законов об особых режимах. При этом сами эти режимы так и не введены надлежащим образом.

2. Можно ли запросить компенсацию за покупку средств индивидуальной защиты?

Уже сказано, что государство и местные власти обязаны за свой счёт обеспечивать соблюдение гражданами специальных ограничительных мер. Повторю соответствующие нормы законодательства:

Ст. 11 ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера»:

«Полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций

1. Органы государственной власти субъектов Российской Федерации:

м) принимают решения об отнесении возникших чрезвычайных ситуаций к чрезвычайным ситуациям регионального или межмуниципального характера, вводят режим повышенной готовности или чрезвычайной ситуации для соответствующих органов управления и сил единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций;

у) устанавливают обязательные для исполнения гражданами и организациями правила поведения при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации в соответствии с подпунктом "м" настоящего пункта;

2. Органы местного самоуправления самостоятельно:

и) вводят режим повышенной готовности или чрезвычайной ситуации для соответствующих органов управления и сил единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций;»

Ст. 24 ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера»:

«1. Финансовое обеспечение установленных настоящим Федеральным законом мер по предупреждению и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций:

федерального и межрегионального характера, а также чрезвычайных ситуаций в лесах, возникших вследствие лесных пожаров, является расходным обязательством Российской Федерации;

регионального и межмуниципального характера (за исключением чрезвычайных ситуаций в лесах, возникших вследствие лесных пожаров) является расходным обязательством субъектов Российской Федерации;

муниципального характера (за исключением чрезвычайных ситуаций в лесах, возникших вследствие лесных пожаров) является расходным обязательством муниципального образования».

Постановление Правительства Санкт-Петербурга №121 от 13 марта 2020 г. (пп. 10.3, 11.1. и 12.4.):

«[Органам местного самоуправления, территориальным органам федеральных органов исполнительной власти и исполнительным органам государственной власти Санкт-Петербурга] Оказывать в пределах компетенции содействие гражданам в выполнении требований и рекомендаций, указанных в постановлении».

На основании этих норм можно обращаться к МЧС, администрации Санкт-Петербурга или местного самоуправления (районным, сельским администрациям) с заявлениями о компенсации стоимости купленных средств индивидуальной защиты. К нему необходимо приложить фото чеков, банковские выписки, скриншоты личного кабинета онлайн-банка и иные доказательства, подтверждающие факт таких покупок с вашей стороны, а также ваши банковские реквизиты. Согласно ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан РФ», ваше обращение должно быть рассмотрено в течение 33 календарных дней с момента его отправки, и не позднее последнего дня адресат обращения должен дать вам ответ. Если пришёл отказ в компенсации или ответа не было вовсе, то вы имеете право обратиться с административным иском в суд за защитой своих нарушенных прав на безвозмездное обеспечение средствами индивидуальной защиты в условиях повышенной готовности (при угрозе чрезвычайной ситуации). Согласно ч. 3 ст. 24 КАС РФ, такой административный иск может быть подан в суд по вашему месту жительства.

3. Как вести себя при контактах с сотрудниками правоохранительных органов.

Вполне возможно, что вас будут останавливать полицейские и пытаться оштрафовать. Могу дать следующие рекомендации:

1. Требуйте от полицейских представиться, показать удостоверение, назвать причину обращения и озвучить ваши основные права (ст. 5 ФЗ «О полиции»).

2. Не соглашайтесь что-то делать, если к вам с такими предложениями подойдут на улице. Требуйте официальное письменное предписание с указанием причин вызова или ордер на проведение соответствующих мероприятий.

3. Если полицейские начнут составлять на вас протокол об административном правонарушении, откажитесь его подписывать и напишите на листе протокола о несогласии с его содержанием. Ст. 62 КАС гласит, что именно сторона обвинения (полиция, прокуратура) должна доказать, что вы нарушили закон. С учётом того, что в Санкт-Петербурге административная ответственность за нарушение рекомендательных мер установлена незаконно, то привлечь вас к этой ответственности невозможно.

4. Не грубите и не совершайте никаких заведомо незаконных действий (кража, насилие, порча документов и т. п.). Ст. 45 Конституции гарантирует правовую защиту каждому гражданину, но вместе с тем предписывает действовать только законными способами.

5. Носите с собой паспорт или запишите паспортные данные удобным для себя способом, чтобы вас не задержали где-нибудь на улице, чтобы выяснить вашу личность.

6. Держите при себе телефон, чтобы всегда иметь возможность связаться с родными и близкими. Никому его не отдавайте, ссылаясь на то, что в этом телефоне записаны персональные данные и сведения личной тайны (банковской, медицинской, коммерческой и т. п.). Эти тайны охраняются ст. 23 и 24 Конституции РФ и соответствующими специальными законами. Изъять носитель информации, содержащий сведения личного характера, можно только по судебному решению (ч. 2 ст. 24 Конституции РФ).

При всём этом подумайте лишний раз, нужно ли вам выходить из дома. Дело даже не в законности или незаконности государственных санкций, а в здоровье вас и ваших близких. Берегите друг друга. Не болейте.