Никто не рождается с умением решать математические задачи. Оно, как любой навык, появляется только в результате многочисленных упражнений. Конечно, есть определенные склонности к этому роду деятельности. У некоторых детей они проявляются с первых лет обучения в школе, у других их не заметно. Это не значит, что ребенок не может научиться решать задачи. Просто учителям и родителям нужно уделить больше внимания, чтобы пробудить у него интерес к этому занятию.
Хорошая оценка – это важно
Математика считается одним из главных школьных предметов, а текстовые задачи являются ее важным разделом. Но так ли нужны они современному человеку, или решать их нужно только для того, чтобы получить хорошую оценку?
Не стоит относиться к этому скептически. Высокая оценка – это тоже важно, ведь она улучшает настроение, повышает самооценку ученика и формирует соответствующее отношение окружающих.
Неудовлетворительная способствует формированию неуверенной в себе личности, отбивает желание учиться и посещать школу. Ребенок боится выходить к доске, становится замкнутым, или, наоборот, ведет себя вызывающе, чтобы скрыть свои комплексы.
Кроме хорошего настроения и уверенности в себе, умение решать математические и логические задачи оказывает значительное влияние на многие сферы жизни.
Развитие логического мышления, памяти
Одна из главных особенностей человека – умение логически мыслить, делать правильные выводы из существующих фактов. Математика как раз и занимается развитием логического мышления.
Особенно этому способствует решение составной (на несколько действий) задачи несколькими способами. Возможно, ребенок не сразу придет к самому рациональному. В таком случае покажите ему другой способ или подтолкните к решению, задав наводящий вопрос. Решение несколькими способами делает мир математики живым и объемным, способствует повышению интереса к обучению.
В процессе решения составной задачи нужно удерживать в памяти определенное количество фактов и быстро оперировать ими. Читая условие, ребенок ищет в памяти похожие, ранее решенные задачи, вспоминает алгоритмы, которые при этом использовались. Это тренирует память, которая, в свою очередь, пригодится в изучении других предметов.
Математика – инструмент для изучения других предметов
Часто дети не хотят решать задачи, объясняя это тем, что математика – скучная наука. Вот физика, мол, интересная, здесь рассказывают о различных природных явлениях, электроприборах, механизмах.
Но вскоре такой юный физик обязательно столкнется с тем, что не может решить физическую задачу. Ведь у него не выработаны навыки анализа условия, построения математической модели. Столкнувшись со сложностями, ребенок, у которого не выработаны настойчивость и ответственность, теряет интерес и к физике. То же касается и других наук, как точных, так и гуманитарных – химии, биологии, географии.
Проблема здесь в том, что решать математические задачи учат в начальной и средней школе, а применять их приходится в старшей, когда у многих математика уже серьезно запущена. Начинать заниматься задачами за 5 класс в девятом нет ни времени, ни желания, ведь в мозгу надежно засел стереотип о том, что это сложно, ненужно, неинтересно.
Неумение и нежелание решать задачи может отозваться уже после школы, при выборе профессии. Помогает математика даже в таких далеких от нее на первый взгляд журналистике, социологии, лингвистике. Здесь не нужны конкретные действия и операции. Но эти науки опираются на математические (они же логические) законы и модели.
Тем, кто захочет работать в популярной сфере IT, необходимо аналитическое мышление, умение абстрактно мыслить, решать нестандартные задачи. Именно эти качества формируются в процессе решения математических задач.
Воспитание ответственности и настойчивости
Школьные годы – возраст, в котором у человека формируются основные черты характера. Каждый родитель мечтает, чтобы ребенок вырос ответственным, был настойчивым в достижении цели. И здесь математика придет на помощь.
Когда дети не могут решить задачу, они говорят, что не поняли условия. Обычно это связано с тем, что они невнимательно его прочитали. Ответственный ученик не бросит задачу при первой неудаче, а попытается еще раз прочитать, но уже более внимательно. Пытаясь подойти к сложной задаче с разных сторон, ребенок проявляет настойчивость. Эти качества не раз помогут ему впоследствии в достижении жизненных целей.
Помогает решать бытовые задачи
Чем отличается решение математической задачи от подготовки к большинству уроков? Там достаточно просто прочитать параграф или кусок текста, а ответы на вопросы в конце не всегда требуют полного осмысления темы.
Умение решать математические задачи делает мышление конкретным, не разрешает домысливать некоторые этапы. Здесь нельзя перейти от первого действия к третьему, переступив через второе. Все их нужно четко и логично обосновать. Для этого нужно научиться анализировать задачу.
Как видим, для решения сложных математических задач ребенку требуются такие навыки:
· умение рассуждать и анализировать ситуацию;
· выстраивать алгоритмы;
· удерживать в уме и видеть связи между несколькими понятиями.
Со временем вырабатывается привычка к анализу различных бытовых ситуаций, развивается абстрактное мышление, а определенные логические цепочки остаются в памяти на всю жизнь. Как только возникает надобность в их применении, они «достаются» почти автоматически. Остается только воспользоваться ими.
Как помочь ребенку
Лучше всего, если ребенок сам открывает учебник, читает задачу, анализирует ее и решает. Но такая ситуация встречается не так часто, как хотелось бы. Чтобы ребенок не столкнулся с проблемой слишком поздно, внимательно следите за тем, как он выполняет домашнее задание.
Это ни в коем случае не значит, что его нужно подталкивать к правильным действиям или, что еще хуже, решать за него. Хотя и такое случается. Некоторые родители больше боятся плохих оценок ребенка, чем того, что он не получит нужных знаний и навыков.
Если ребенок обычно выполняет уроки самостоятельно, но в решении конкретной задачи зашел в тупик, можете попросить его прочитать задачу еще раз или два. Но, скорее всего, это мало поможет. Он будет фиксировать внимание на том, что уже понял, и не обратит внимания на пропущенную ранее информацию.
Лучше попросите рассказать, о чем задача и что нужно найти. Если в пересказе отсутствует логика, укажите на несоответствие и попросите разобраться. Иногда ребенок не может сказать, что требуется найти в задаче. Конечно, в таком случае решить ее он никак не сможет. Это косвенно указывает родителям на нежелание заниматься математикой.
Чтобы научить ребенка решать задачи, нужно выработать у него привычку этим заниматься. Но для успешного обучения он должен получать удовольствие от процесса решения. Чтобы заинтересовать ребенка условием задачи, нужно придать ему эмоциональную окраску. В процессе обсуждения позвольте ему дополнить условие своими описаниями, не изменяя существенных данных. Тогда он проникнется интересом к действующим лицам, ему будет проще сосредоточиться на решении задачи.
Обычно проблемы возникают при решении составных задач. Здесь из кучи данных нужно логическим путем выбрать связанные между собой, а результаты одних действий являются исходными данными для последующих. Учитывайте, что в условии задачи нет лишних данных, а все нужные точно есть.
Знакомство со сложными математическими задачами предваряется решением составляющих, простых задач на одно действие. Следите, чтобы ребенок сформировал для себя алгоритмы их решения. Тогда ему легче будет расчленить сложную задачу на простые.
Решать составную задачу намного проще, если правильно оформлена ее краткая запись. Она может быть в виде схемы, чертежа, таблицы. Можно использовать рисунки, в том числе юмористические, которые сделают запись более наглядной и эмоциональной. Работая над записью условия, ребенок осмысливает внутренние связи между элементами. Так ему легче понять логику происходящих в ней действий. Все данные, которые нужно найти, обозначаются вопросительными знаками. Их количество равно количеству действий в задаче.
Если же ребенок сталкивается с проблемами даже при решении простых задач, лучше поступить по-другому. Настройте его положительно, подзадорьте, вселите оптимизм и уверенность в своих силах. Бросьте вызов задаче. Читайте условие вместе, покажите свою заинтересованность в поиске решения. Помогите записать условие и составить схему. Ни в коем случае не кричите и не оскорбляйте, если что-то не получается.
Когда ответ получен, предложите решить несколько похожих заданий. Попросите придумать задачу для вас. Практикуйте совместное решение до тех пор, пока у ребенка не наработаются навыки в основных процессах: осознании условия, краткой записи, решении. Но решать должен все-таки он, а вы только поддерживаете морально.
Постоянно увеличивайте долю его самостоятельной работы. В результате у ребенка выработается устойчивая привычка к решению задач. Об этом будет свидетельствовать выполнение домашних заданий без вашего участия.