Казалось бы, чтение и просмотр «ужастиков» - совершенно неподходящее занятие для карантина, когда все и так боятся таинственного коронавируса. Между тем, по статистике, с начала пандемии резко возрос спрос на литературу в жанре хоррора, к примеру, романы того же Стивена Кинга, признанного «короля ужасов». Случайно ли это?
От «Противостояния» до «Гигиены»
Прежде всего, темы многих ужастиков также связаны с эпидемиями. И неудивительно, что люди решили их перечитать. Например, у Стивена Кинга есть роман «Противостояние», впервые изданный в 1978 году, в котором рассказывается о «переделе» человечества под влиянием некоего «супергриппа»…
Другой американский писатель, Дин Кунц, якобы предсказал в 1981 году в книге «Глаза тьмы», что в китайском городе Ухань появится новое биологическое оружие в виде вируса…
А наша отечественная писательница Яна Вагнер в 2011 году опубликовала роман «Вонгозеро», герои которого пытаются выжить в условиях глобальной вспышки таинственного смертоносного респираторного заболевания… Есть еще довольно страшный рассказ Людмилы Петрушевской «Гигиена», написанный в 90-е, о котором сейчас многие вспомнили…
Сравнение и подготовка к реальности
Но на мой взгляд, сейчас актуальны были бы не только произведения на тему эпидемий, а на тему ужасов вообще. И причин тому несколько.
Если мы читаем ужастик на похожую тему, то наверняка проводим параллели между вымышленной и реальной ситуацией. Но ужастик на то и ужастик, чтобы нагнетать обстановку. Например, мы видим, что в нынешней ситуации все не так страшно – да, люди умирают, но не в таких больших количествах, как в книжке или фильме, и жить все-таки можно.
Уже упомянутый Стивен Кинг совсем недавно заявил, что, читая или смотря ужастики, человек понимает: его проблемы далеко не так серьезны, как те, что описаны в книге или фильме. Ну, сидим мы в изоляции, ну ограничены в передвижениях, ну, есть риск заразиться… А если бы вы оказались на улице без всякой защиты против целой армии оживших мертвецов? Если бы ваши близкие превратились в зомби? Или вас стал бы преследовать маньяк? Если бы вы стали жертвой зловещего магического ритуала? Или оказались бы в мире, пережившем ядерный взрыв? Или на Землю явились бы пришельцы и начали бы всех порабощать?
Сюжеты ужастиков построены как раз на том, чтобы читателю или зрителю стало страшно, чтобы напугать его по полной программе. Поэтому ситуация обычно утрируется. Конечно, и в реальной жизни происходит немало несчастных случаев, преступлений и прочих негативных событий, но их все-таки меньше, и их сюжеты, как правило, не так затейливы, как в случае с виртуальными ужасами.
Кстати, человек, который ранее уже освоился в «культурном пространстве» ужастиков, психологически все же является более подготовленным к тем «голливудских триллерам», которые могут поджидать нас в реальности. Он будет осознавать происходящее как нечто уже знакомое, но в более мягком варианте.
ИРИНА ШЛИОНСКАЯ