Сколько себя помню – эта картина, точнее репродукция, меня сопровождала, чуть ли не с первого дня жизни. Моя мама, по неизвестной мне причине, постоянно ее вешала для украшения нашего жилища. А переезжали мы довольно часто. И репродукция висела то прямо над моей кроватью, то в общей комнате, то на кухне.
Мне картина нравилась, хотя я охотой не увлекался. Да и отец охотником не был. Хотя охотничье ружье в семье было. Одностволка 16 калибра. Отец часто ее разбирал, чистил. Фронтовая привычка – держать оружие в порядке. Но на охоту не ходил.
Иногда, я это хорошо помню, он начинал готовить патроны: капсюль, порох и пыжи всегда были в доме. Я ему в этом деле, естественно, помогал. Мать очень злилась и всегда уходила из комнаты в это время. Так что я знал, какая дробь на какого зверя или птицу. Какой порох лучше, сколько его надо на патрон, сколько дроби. Особенно интересно было помогать вырезать пыжи. Для этого отец использовал старые заношенные валенки. Он говорил, что войлочные пыжи самые надежные.
Почему надо было заряжать патроны, если отец на охоту не ходил? Лишь пару раз он стрелял по воронам, когда они поднимали страшный шум и гвалт. Никого не убил, но вороны после этого отцовского демарша долго не прилетали. Да несколько раз на охоту ходил мой двоюродный брат, который одно время жил у нас. Охота, насколько помню, была неудачной. Только один раз он «добыл» тетерку. Хотя в шалаше на току мы с ним просидели изрядно. Но тетерев не подпустил брата. Вероятно, шалаш был неправильно установлен. Об особенностях охоты на тетерева расскажу подробно как нибудь в другой раз. Это очень интересно. Но патроны отец заряжал и перезаряжал постоянно. Говорил, что боеприпасы надо содержать в полном порядке.
Так вот, уже когда был студентом захаживал в охотничьи магазины. По старой памяти рассматривал ружья, дробь и прочие принадлежности охотников. Почти всегда в магазинах висела и эта репродукция. Встречал ее как старого знакомого. А тут, некоторое время назад, увидел репродукцию на распродаже, уже в раме и даже верёвочка была. Так что оставалось только вбить гвоздь и повесить ее. Вот и не удержался. Теперь ежедневно рассматриваю, как в детстве.
Вольно или невольно стал интересоваться и самим художником. Пересказывать не буду. Все легко найти в интернете. Но один любопытный факт отметить хочу. Я об этом раньше не знал. Оказывается, есть целых три варианта этой картины и все три авторские. Первый, который считается подлинником, был практически сразу после написания картины в 1871 году приобретен Третьяковым и хранится в галерее его имени в Москве.
Вторая хранилась в Санкт-Петербурге, теперь в Русском музее. Перов, как известно, был передвижником, и картины «путешествовали». Существовала даже легенда, что картин три.
И вот, не так давно, искусствоведы после длительных процедур экспертизы (более 20 лет это продолжалось, с 1984 г. по 2006 г.) установили, что тот вариант, что хранился в Николаевском областном художественном музее им. В. В. Верещагина это третий авторский вариант этой картины.
Вероятно, что репродукции делались с Московского варианта картины.
А вы видите различия? Жду комментариев профессионалов и не только.