Большинство автовладельцев ответят так:
-Конечно, чего там уметь-то?
Однако всё не так просто. Если речь идёт о езде на свадьбе, то там зачастую творится полный беспредел.
Мы сейчас этот вариант рассматривать не будем. А рассмотрим такой момент, когда группе из трёх и более машин нужно доехать куда-либо вместе на значительное расстояния. Например на юг.
Ехать вместе всегда безопаснее и веселее. И при ночёвках можно помогать друг другу разбивать лагерь. Всегда можно рассчитывать на помощь другой машины, если твоя сломалась.
Но есть и минусы:
- Средняя скорость колонны всегда меньше, чем скорость одиночной машины. Не стоит думать, что в колонне вы доедете до места в те же сроки, что и в одиночку. Это очень распространенное заблуждение при планировании поездок.
- Чем в колонне машин больше, тем ниже средняя скорость движения колонны.
- Незапланированные остановки. Их будет много, и они будут сильно раздражать. Будьте готовы к этому.
- Другие участники колонны могут неприятно вас удивить своей медлительностью и нерасторопностью на трассе.
Подготовка участников.
1. Проверка исправности автомобилей: стеклоочистители, исправность всех ламп, давление в шинах, заправка полного бака!
2. В заранее согласованном маршруте, отмечаются места запланированных остановок и места запланированных заправок.
Места заправок следует выбирать исходя из возможностей самого не экономичного (прожорливого) авто. Высчитывается его средний пробег от заправки до заправки на полном баке и - 50 км. В зимнее время этот запас хода следует увеличить до -80 км. А в сильные морозы не допускать чтобы в баке было горючего меньше половины бака.
3. Связь. Прекрасно, если она есть у всех. Хорошо, если есть хотя бы две рации. Их распределяют между головной и замыкающий машиной.
4. Список условных сигналов. Тут всё на ваше усмотрение. Главное чтобы он был в каждой машине в напечатанном виде. А лучше сделать в виде карточки с присоской на стекло.
5. Выбирается ведущий. Это самый опытный водитель.
6. Выбирается замыкающий. Это так же опытный водитель, плюс по возможности на автомобиле с мощным мотором. Ему придётся сложнее других. Если колонна из 5 машин едет со средней скоростью 80 км/ ч, то замыкающий едет со скоростью 120 и больше.
Я напишу свои практические рекомендации, как спланировать поездку и чего не следует делать, чтобы ваше путешествие прошло гладко.
Движение в колонне.
Теперь требуется расставить машины в колонне.
Правильная расстановка автомобилей зависит от навыков руководителя.
Следует учесть уровень каждого водителя, состояние и динамические характеристики каждой машины, предпочтения экипажей.
Внутри колонны автомобили сохраняют свой порядок на протяжении всей поездки.
Обгоны и перестроения недопустимы. Если какой-то автомобиль совершил незапланированную остановку и "потерялся", то потом он возвращается на своё место.
Во время движения, если одна из машин неожиданно остановилась, то можно договориться не останавливать всю колонну. А остановится следующая за ней машина или только замыкающая. Позже вся колонна соберется вместе на запланированной остановке на заправке или отдыхе.
Самое основное - следить за впереди идущей машиной и не потерять следующую за тобой машину.
То есть, если идущая сзади машина снизила скорость, то и вы снижаете скорость и так по цепочке. При соблюдении этого правила всеми участниками - всё работает великолепно!
Ещё одно правило. Следить за дистанцией. При движении по городу дистанция должна быть безопасной и минимальной, чтобы внутрь колонны никто не влезал. Ехать следует чуть медленнее потока, в этом случае случайным попутчикам внутри колонны будет неинтересно ехать с вами и они её покинут.
На трассе дистанция должна быть такой, чтобы другие участники движения могли вас обгонять. Не нужно создавать проблем другим на дороге. Иногда кто-то вклинится внутрь колонны и будет ехать с вами. Эту машину все участники колонны по очереди обгоняют и вытесняют в хвост.
Обгоны в составе колонны.
Речь пойдет об обгонах на трассе на двухполосной дороге.
Вот мы видим как головная машина включила левый поворотник и начала обгон.
Каждый следующий участник принимает решение о совершении безопасного маневра совершенно самостоятельно. Сам оценивает обстановку и только после этого обгоняет. Все обгоняют по очереди. Ещё раз повторюсь, обгонять других участников вашей колонны нельзя.
Внимание!
Существует расхожее мнение, что обгонять колонной нужно следующим образом:
- Главная машина после обгона продолжает двигаться по встречной полосе с левым поворотником, показывая тем самым, что «встречка» свободна. В это время остальная часть колонны совершает обгон.
На практике эта техника показала себя с самой плохой стороны:
*Дорога всегда имеет какой-то рельеф: изгибы, повороты. Ведущая машина берет на себя роль глаз всей колонны. Если водитель головной машины совершит ошибку, и не заметит встречный автомобиль или неправильно определит его скорость, то подставит под удар всю колонну.
*Во-вторых, пока ведущая машина показывает, что «впереди свободно» у всех в колонне возникает соблазн обогнать фуру «паровозиком».
Это еще больше увеличивает риск ДТП.
*В-третьих, все едут на разных машинах, с разными динамическими характеристиками. Ведущий определяет дистанцию, которая безопасна для него, но не учитывает возможности других машин. Там где один бы успел - другой не успеет.
* В-четвертых, в дальней дороге все очень устают. Главная машина увеличивает свою и без того большую нагрузку.
По этим причинам каждый должен обгонять сам. Это проще и понятнее. И БЕЗОПАСНЕЕ.
Колонна в городе
В городе роль ведущего особенно важна. Он думает за всю колонну.
При подъезде к светофору главная машина оценивает обстановку. Успеет ли вся колонна проехать на зелёный свет?
- Если да, то проводит колонку через светофор.
- Если нет, то снижает скорость, чтобы подъехать к светофору на красный свет.
Также ведущая машина всё время держит в поле зрения следующую за ней машину, и убеждается в том, что все его маневры видны и понятны.
Если колонна разорвалась на светофоре, то не стоит останавливаться и ждать других участников. Нужно просто снизить скорость и дальше двигаться по маршруту. Остальные участники со временем подтянутся. Так сокращается время простоев и не уменьшается средняя скорость колонны.
Длинную колонну для города следует поделить на группы по 3-4 машины.
И последний совет на сегодня.
Промаркируйте свою колонну какой-либо наклейкой на заднем стекле с левой стороны. Например такой.
Это поможет другим машинам понять, что вы колонна и не сделает вас заметными в глазах ГИБДД.
Счастливого пути!
Поставьте лайк за старания и напишите комментарий!
В статье использовались фотографии из открытых источников.