Воля (или "сила воли")- высший психический процесс, формирование которого берет начало, когда малыш начинает делать произвольные (намеренные) действия. То есть, по сути, можно сказать, что развитие воли начинается с первых "намеренных" хватаний игрушки ребенком до года.
Успешность сформированной функции влияет на способность взрослого человека
- выдерживать психологические нагрузки (работать под давлением, в том числе жить и не "ломаться" в условиях политических и экономических преобразований и неясности
- выполнять рутинные, не вызывающие восторга действия (выполнять ту часть работы, которая представляется скучной и тягомотной)
- выполнять регулярно повторяющиеся действия (ходить по утрам на работу, например)
- строить план и стратегию
- выполнять намеченное, строго придерживаться плана, идти шаг за шагом
- справляться с неудачами
- делать выбор (анализ и синтез информации, формирование перспектив принятого решения и готовность принять ответственность за тот или иной вариант)
Вот далеко не полный перечень способностей и навыков, которые непосредственно зависят от степени развития и сформированности воли.
Развитие воли - процесс долговременный и сложный, но можно и нужно влиять на него.
Как понять, что слабые волевые процессы мешают вашему малышу?
- Ребенок не выполняет с первого (второго, третьего раза ...) вашу просьбу
- Ребенок постоянно сомневается и спрашивает у вас, правильно ли он сделал то, что вы его просили
- Не справляется с алгоритмом одевания (вы положили ему одежду, а он подходит и спрашивает, "что сначала надевать" )
- Не может сделать выбор (вы попросили ребенка одеться, а он не может выбрать одну из нескольких футболок, и спрашивает вас, какую выбрать)
- отвлекается, не может закончить дело (вы оставили ребенка выполнять какую-то простую задачу- собрать игрушки или надеть приготовленную одежду, а когда вернулись, он еще и не начинал)
- ребенок легко возбуждается, импульсивен и по долгу не может "взять себя в руки"
Не смотря на то, что волевая и эмоциональные сферы развиваются медленно, есть вполне конкретный и доступный комплекс мер для помощи ребенку с развитием этих функций.