Самолет Boeing-747 (он же «Джамбо») – один из самых заметных на рынке авиаперевозок. Это двухэтажные гиганты с легко узнаваемым силуэтом. Есть мнение, что в ближайшие годы они окончательно покинут аэропорты. Разберемся, что ждет один из самых известных самолетов на планете – Boeing 747.
Американский самолет Boeing-747 был представлен аж в 1966 году. Тогда росли перевозки и рынок требовал по-настоящему большой самолет. Тогда еще не было ни Airbus, ни более поздних одноэтажных (или, как говорят в авиации – однопалубных) пассажирских «Боингов», предназначенных для дальних перевозок.
Самолет спроектировали таким, чтобы его было удобно было строить и для пассажирских, и для грузовых перевозок. На верхней палубе разместили кабину пилотов, которая не мешает открытию «носа» для погрузки-разгрузки груза.
Несмотря на то, что типу больше 50 лет, «Джамбо» продолжает выпускаться по сей день, а количество построенных бортов превышает 1,5 тысячи штук. Именно этот тип самолета используется в качестве борта №1 в США. У него есть множество различных модификаций.
Из-за того, что на рынке появились более экономичные двухдвигательные самолеты (у B747 – четыре двигателя), их количество в пассажирских перевозках постепенно сокращается, но на рынке грузовых авиаперевозок этот самолет остается одним из самых популярных, у Boeing'а все еще есть на него заказы, и он выпускается по сей день. Эксплуатируются такие «грузовики» и в России. У авиакомпании AirBridgeCargo 18 таких самолетов самых разных модификаций.
Единственный пассажирским перевозчиком в нашей стране, эксплуатирующим B747 является авиакомпания «Россия», которой эти самолеты достались в наследство от «Трансаэро». Правда B747 «России» в основном стоят. Летать на Дальний Восток в течение года авиакомпания предпочитает на более экономичных Boeing-777. 747 же обычно используются летом в период активных чартерных перевозок на курорты.
Как я уже упомянул, авиакомпании начали выводить из эксплуатации пассажирские 747 задолго до нынешнего кризиса. Некоторые делали это красиво и пафосно, отдавая дань уважения заслуженному самолету. Вот, например, как прощалась с 747 Air France в 2016 году.
Авиакомпании долго держались за четырехдвигательный Boeing-747 из-за специфики международных правил безопасности ETOPS. Они предписывают прокладывать маршруты двухдвигательных самолетов таким образом, чтобы борт всегда находился бы в пределах определенного времени полета до ближайшего аэродрома, который способен его принять. Это необходимо, чтобы в случае отказа одного из двигателей, борт мог спокойно дотянуть до аэродрома.
Для четырехдвигательного Boeing-747 отводимое правилам время существенно превышало то, что отводилось двухдвигательным самолетам. Однако с появлением новых модификаций Airbus A350 и Boeing 787 международные регуляторы увеличили нормы ETOPS этим двухдвигательным самолетам и B-747 стал совсем неинтересен авиакомпаниям.
Кризис только ускорил вывод этого типа из эксплуатации. Например, от него оперативно отказался австралийский Qantas и нидерландская KLM.
Тем не менее, у многих авиакомпаний этот самолет еще остается. Как грузовик – почти повсеместно. Как пассажирский самолет – кое-где. Хоронить «Королеву небес», как еще называют В-747, пока еще точно рано. Та же «Россия» пока не избавляется от своих «Джамбо».