Найти в Дзене
Русь моя.

Форма мировоззрения в русских землях.

Согласно данным письменных источников и, в большей степени, по археологическим данным, до середине XIII в. христианство не было определяющей формой мировоззрения в русских землях, особенно на северо-востоке. Сохранялись языческие свадебные и погребальные обряды, справлялись языческие праздники, особенно связанные с сельскохозяйственным циклом работ и со сменой времен года. Показательно, что русские князья и бояре, фигурирующие в летописях и других письменных источниках, не называются своими христианскими именами. Почти всегда они выступают под светскими, языческими именами. То же самое, по данным берестяных грамот, было характерно для низших слоев населения.

кровавое крещение руси
кровавое крещение руси

Как и в Западной Европе, языческие боги постепенно превращались в христианских святых, праздники которых совпадали с прежними языческими. Так, Бог грозы, покровитель воинов Перун, отождествился с Ильей Пророком, бог земного богатства, особенно скота, Велес – со святым Власием. Русская этнография даже использует термин «народное православие» (в основном для XIX в.), которым определяется тот сплав языческих поверий и ритуалов с христианской символикой, который был характерен для религиозно-бытовых воззрений крестьян России, Украины и Белоруссии.

Что же касается той роли, которую православие сыграло в цивилизационном развитии Руси, то здесь его роль крайне противоречива. С одной стороны, церковная служба на местном языке давала возможность приобщиться к грамоте широким слоям населения, а не только клиру, как в католическом мире, где языком церковной службы была латынь. Это обстоятельство способствовало очень широкому распространению образования в средневековой Руси, особенно в городах, активному развитию русской литературы, созданию переводов с других языков.

храм Покрова
храм Покрова

С другой, русская церковь изначально была встроена в государственную систему управления, как и в Византии, и поэтому не могла стать ни силой, противостоящей княжеской власти, ни выразителем оппозиционного общественного мнения. В дальнейшем, особенно после завоевания Византии турками, русское православие стало главным восприемником византийской имперской идеи («Москва – третий Рим») мирового господства. Эта идеология тормозила развитие культурных связей с Европой, делала любой международный контакт политически нежелательным.

Подписывайте на канал! Будем рады Вашим комментариям, ставьте лайк!
Еще больше интересных статей Вы сможете прочитать на нашем сайте, переходите: https://russmy.ru/