Найти тему
Gnomyik

Похоронка (Гл.35 "На перепутье")

Фото из открытых источников
Фото из открытых источников

Валентина переступила порог барака, в котором жили супруги Коровкины.

Марта Васильевна очень удивилась, увидев гостью. Но внутрь пустила.

«Я не с пустыми руками», - сказала Валя, протягивая тортик, который попросила испечь девушек в местной столовой.

Марта Васильевна усадила девушку за стол и сделал чай. Она нарезала торт и положила только себе кусочек, не предложив Вале ни кусочка.

«Перед тем, как врать начнешь, лучше подумай, нужно ли это тебе», - сразу предупредила Валю Марта Васильевна.

«Я не врать, а поговорить с вами пришла», - ответила Валя.

Девушка изначально понимала, что вероятность того, что все провалиться – огромна. Поэтому, она сама разработала план «Б», которому и собиралась теперь следовать.

«Я с детьми, много дней провели не разговаривая друг с другом, словно мы немые», - сказала Валя. – «Это бы нужно, просто необходимо, для того что бы выжить. Молчание стало нашим маленьким хлипким плотиком на спасение. Дети не вскрикивали, когда боялись, не плакали в голос. Но при этом и не смеялись. Отсюда и отставание в речи. Но они не дурачки. Я с ними занималась все время. Они усеют считать, а Дема умеет читать. Они знаю, кто они, и знают кто я. Они честные и порядочные. И они не переживут разлуку со мной»

В комнате повисла тишина. Марта Васильевна не смотрела в чашку. А Валя смотрела на нее.

«На жалость давишь?» - спросила тихо женщина.

«Правду говорю. И вы знаете, что это так», - сказала Валя.

Марта Васильевна вздохнула и посмотрела на Валю.

«Я же не чудовище, что бы гробить их жизни. И твою рушить не хочу. Понимаю все. Но мне сложно с собой совладать», - призналась женщина и положила Вале кусочек торта. – «Где ты тут раздобыла торт?»

«Девчат в столовой попросила испечь», - ответила девушка.

«Люблю сладкое. А во время войны сладостей не достать. А твои малыши и не знают, наверное, даже что такое эклер и «Наполеон». Я сделаю для них эклеры. Сливочные. Вкусные. Таких вкусных никто не умеет делать», - протянула женщина. – «И тебя научу»

«Спасибо», - сказала Валя.

«И тебе спасибо, что не послушала этих двух старых дурней», - сказала Марта Васильевна. – «Я ведь все знаю и понимаю. Понимаю, что всех достала»

«Ваш муж… он сказал, что до войны вы были другой. Он сказал, что война вас изменила», - сказала Валя.

Марта Васильевна вздохнула.

«Я машинистка по образованию. Я на печатной машинке быстро набираю текст. Вот человек говорит спокойно, а я набираю. Успеваю. Сразу с мужем ездила по гарнизонам и ему помощницей была. А после эти компьютеры появились. Вот с этим агрегатом я не подружилась. Вот и осела дома. Мы же с мужем моим все годы душа в душу прожили. Только вот детей у нас так и нет. Здоровы оба, а детей нет. Но все равно вместе.

Но когда война началась, то мнова машинистки потребовались. Печатная машинка, не клавиатура на компьютере. С ней надо уметь работать. А я умела. И с радостью согласилась. Меня сразу спросили, есть ли у меня дети. И получив отрицательный ответ показали на рабочее место и дали списки погибших. И я печатала письма матерям и отцам, о том, что их сын «погиб героически обороняя город», «погиб, выполняя боевое задание», «героически погиб при разведке», «без вести пропал во время длительных боев». Одно письмо, второе, сотое. Сколько их было, этих писем? Не знаю.

Фото из открытых источников
Фото из открытых источников

А потом я увидела имя одной из машинисток. Сидела за соседним столом. А я должна была написать ей письмо и сообщить, что ее близнецы трагически погибли.

Я смотрела на нее и не знала, как мне поступить? Она была в тот день очень веселой, смеялась и веселилась. И я не смогла ей сказать. Написала. Стандартно «ваши сыновья героически погибли при обороне города».

Вот только когда я все письма отнесла на проверку, начальник решил лично ей передать его. Боже, как она плакала. Все ее пытались поддержать. И я тоже. А на меня она набросилась. Кричала страшные вещи. О том, что я безчуственная тварь, поэтому меня и похоронки посадили печатать. А я со спокойным лицом выдаю сотнями в день этих самых похоронок. Столько грязи на меня вывалила.

И я убежала.

Я проплакала. Муж вернулся поздно. Уставший и расстроенный. Я не стала его беспокоить своими переживаниями. Ведь не я виновата в том, что умирают в боях чьи-то сыновья.

Но когда я пришла на работу на следующий день, то поняла, что все смотрят на меня по-другому. Как к ничтожеству какому-то. Это было невыносимо. Я старалась убедить себя сразу, что сама себя накрутила. Но со мной разговаривали сквозь зубы. И я поняла, что не могу. Просто не могу. И во мне что-то сломалось»

Марта Васильевна заплакала. Валентина успокоила ее.

«Вы не виноваты в том, что солдаты умирали. Виноваты Захватчики», - сказала Валентина. – «И вам нудно рассказать все мужу, поговорите с ним. Не копите в себе. От этого только хуже»

«Да столько времени прошло. Да и живы сейчас все. Зачем уже говорить о том, чего, по сути, еще даже не случилось», - махнула рукой Марта Васильевна.

«Время прошло, многое изменилась. Вот только душевные раны не исчезли и заживать они не спешат. Подумайте над этим»

Валентина вернулась домой очень расстроенная. Она понимала, что была первой с кем поделилась Марта Васильевна своими душевными муками. Она понимала, почему женщина пыталась контролировать все вокруг.

Но могла ли она ее при этом оправдать?

Удивительно, но нет.

Валентина поняла, что и она стала жестокой. Раньше она бы обязательно пожалела, поняла и все бы простила. Но не теперь.

Война была уже на пороге. И даже сейчас Валентина прекрасно понимала, что она одна.

Начало

Рассказ "Похоронка" написан и опубликован на канале "Gnomyik" 11 мая 2020 г.

Навигация по каналу.

Продолжение.

Если вам понравился рассказ - нажимайте "палец вверх" и подписывайтесь на канал.

Читайте так же рассказы"Тихоня","Ледяное сердце", "В тени Фараона", "Плохая подруга", "Расплата за любовь","Роковое ущелье", "Опасная экономия"

Уникальность текста проверена и зарегистрирована на сайте text.ru

Копирование и размещение данной статьи без согласования с автором запрещено законом и является нарушением авторских прав