Найти тему
Cinema Critique: всё о кино

Почему успех «Холопа» – это шаг назад для нашей киноиндустрии

Холоп - самый кассовый российский фильм на данный момент.

Это, может быть, и здорово для бизнеса, но не очень – для индустрии в целом: Шипенко, по сути, собрал свой фильм из надёжных шаблонов исконно американского жанра, пропустив их через сито национального кода. Такие комедии пользовались спросом в конце 90-х / начале нулевых, и «Холоп» аккуратно наследует этой тенденции, не отклоняясь ни от морали, ни от эстетических компонентов. Удивляет разве что отсутствие традиционного туалетного юмора (хочется, впрочем, добавить – отсутствие юмора как такого). По большому счёту, это стерильное, дидактичное и беззубое кино, тем не менее, остро срезонировавшее с народными настроениями.

Потому что здесь происходит перевоспитание мажора через приобщение к действительности того, кого бы он совсем недавно назвал «колхозником»: иными словами, холоп и барин не меняются местами, но их планка временно держится на одном уровне. Проблема в том, что эта действительность – искусственно смоделирована, и та же искусственность губит конфликт фильма в целом. У режиссёра была отличная возможность ловко перевернуть мораль в кульминации (эпизод с Ордой), но в итоге нам подсовывают очередного засахаренного петушка и накачивают похлёбкой из утопического мещанства, с объятиями и верой в прекрасное будущее. И, будем честны, верой зрителя в то, что истинное счастье – в кнуте, а не прянике.

Подписывайтесь на нас, чтобы не пропустить подробные разборы 25 лучших фильмов прошедшего десятилетия.

Еще больше текстов мы публикуем в Телеграме @cinemacritique