Найти тему

"Великий Гэтсби" — пародия на традиции Франклина

Что общего между романом Ф. С. Фицджеральда "Великий Гэтсби" и автобиографией Бенджамина Франклина?

Автобиография Б. Франклина - своеобразный путеводитель по оптимизации личности. Концепция "человек, который сделал себя сам" (все-таки в оригинале "self-made man" звучит куда приятнее) является отправной точкой в биографии не только Франклина, но и героя романа Фицджеральда - Джея Гэтсби.

Четкий распорядок дня - путь к успеху

Основное сходство с биографией — это, разумеется, сама концепция "самодельного" человека. В автобиографии Франклина приводится подробный распорядок дня, к слову, довольно аскетичный. Очень схожий план можно наблюдать и в романе Фицджеральда. Уже после смерти Джея, его отец показывает Нику расписание дня, составленное Гэтсби в юности.

Франклин был человеком, имевшим четкий план по достижению морального совершенства, он выписывал свои "праздные" качества, с которыми нужно бороться. В контексте ироничности "величия" Гэтсби прослеживается и комичный аспект его распорядка, являющегося пародией на автобиографию Франклина.

Ф. С. Фицджеральд — «Великий Гэтсби»
Ф. С. Фицджеральд — «Великий Гэтсби»

Гэтсби принципиально отличается от Франклина, который никогда не забывал о своих моральных установках, добившись успеха праведным путем и трезво оценивая действительность. Уже добившись материальных благ, Джей все равно не был удовлетворен. По мере развития сюжета перед нами предстает новый Гэтсби — мечтательный идеалист, сильно выделяющийся па фоне окружающей его среды.

О самом романе "Великий Гэтсби"

Сюжетообразующей канвой романа является криминальная история, за которой стоит многогранная личность Гэтсби. Он является примером человека, который реализовал «американскую мечту», добившись богатства и высокого положения.

«Гэтсби себя оправдал под конец; не он, а то, что над ним тяготело, та ядовитая пыль, что вздымалась вокруг его мечты, – вот что заставило меня на время утратить всякий интерес к людским скоротечным печалям и радостям впопыхах.»

В обществе богатых прожигателей жизни, «века джаза» — он чужой. Поднявшись на вершину материального успеха, он остается романтиком-идеалистом среди безнравственных и циничных людей, окружающих его. Трагичный финал заключается в эфемерности счастья. Роман в очередной раз доказывает уже известное уравнение: деньги не равно счастье.