Как?! Как из грязи и темноты невежества своего времени он смог заглянуть в века грядущие?! Как он так надолго обогнал свою эпоху?!
Наполеон пишет Бетховену: "Дорогой Маэстро! Я не знаю ни одного живущего на земле, перед которым бы я так преклонялся, и талантом которого был так очарован и восхищен. Я хотел бы называть Вас своим дорогим другом и наслаждаться Вашим бесконечным гением и общением с Вами..." Бетховен отвечает: "Ненавистный мой враг! Если бы я владел военным искусством так же, как я владею искусством музыки, я бы разбил Вас и повесил бы Вас на ближайшем дереве..." В свое время Бетховена открыл и оценил по достоинству великий Моцарт. Бетховен приехал к Моцарту, будучи юным начинающим композитором. Моцарт принимал гостей, но уделил Бетховену всего 10 минут в отдельной комнате. Бетховен начал играть заранее заученные произведения. Прошло пять минут. Моцарт зевнул и сказал: "Неплохо". Неплохо?! Это означало - ничего! Это был крах всех надежд и мечтаний! Тогда Бетховен решает в оставшиеся пять минут импровизировать. Моцарт уходит. Бетховен продолжает играть. Он не знает сколько времени прошло, но когда наконец поднимает голову и оглядывается, он видит рядом Моцарта в окружении гостей. И тогда Моцарт скажет: "Посмотрите на этого юношу! Он будет таким же великим, как и я!" Любовница Гёте писала поэту, что видела Бетховена и влюбилась в него даже сильнее, чем в самого Гёте. - Прости, любовь моя, - говорила она, - Но перед его гением невозможно устоять. Гёте не простил этого маэстро. Встретившись с Бетховеном лишь однажды, он написал весьма нелестный отзыв о композиторе, который остался в истории. Впрочем, Бетховен, тоже, не постеснялся в выражениях, характеризуя Гёте.
За три года до смерти Бетховен последний раз поднялся на большую сцену. В то время он уже был окончательно глух и общался посредством разговорных тетрадей. Половина тетрадей не дошла до нас, поскольку его друзья уничтожили их после смерти маэстро. Они были полны страшных ругательств по отношению к музыкантам, работникам сцены, устроителям премьеры и даже ко многим великим мира сего. Уже незадолго до смерти нищий и одинокий Бетховен отказывается от зарплаты в 2 тыс форинтов в год (целое состояние - сколько не получал даже Моцарт), затворяется от всего мира и пишет, пишет, пишет. Композитор стал глухим. Медики говорят, что через несколько лет после наступления полной глухоты человек просто забывает земные звуки. Бетховен, по мере наступления глухоты, становился глубже, сильнее, гениальнее. На самом краюшке жизни, отвергнутый единственной своей возлюбленной, с разорванным в клочья сердцем гения. В этой музыке всё: страх перед скорой кончиной, смирение и бунт и окончательное принятие своей гениальности. Маэстро писал свои последние произведения, запершись в тесной комнатенке. Он играл лежа, играл на рояле со спиленными ножками. И рояль лежал на полу, а Бетховен лежал на полу возле рояля. Он уже ничего не слышал. Он только "чувствовал вибрации". Вся Европа брызжет желчью. Критики пишут, что его последние "глухие" произведения - бессмысленный набор звуков, которые мог придумать только пьяница или сумасшедший. Бетховен, хрипя от злобы и отчаянья, как раненный зверь, отвечает, что его музыка написана не для них, а для тех, кто придет через триста лет."Я буду снова слышать на небе!" Как?! Как из грязи и темноты невежества своего времени он смог заглянуть в века грядущие?! Как он так надолго обогнал свою эпоху?! По самым скромным подходам за гробом маэстро шло более 60 тыс человек. Последние произведения Бетховена были признаны и оценены только в 20 веке... Наступил 21 век! Наслаждайтесь!