В прошлом тексте на эту же тему я коснулся своими погаными ручонками трёх великих советских режиссёров: Тарковского (которого несколько раз оплевал позже), Гайдая (до него толком не добрался) и Рязанова (которого облил грязью в тексте "Режиссёры-крысы"). Реакция была предсказуемая - читатели/комментаторы Дзен произвели благодаря моей заметке несколько тонн кирпичей. Надеюсь, что сегодня результат будет не менее впечатляющим и благоприятным для отечественного строительного сектора.
Об Михалкове (далее для краткости Н.С. или Энэс) можно написать отдельную медицинскую энциклопедию, которую сможет экранизовать только сам Энэс! За десятилетия бурной деятельности в качестве режиссёра Энэс прошёл путь от алчного реципиента и адаптатора вестернов и западной кинематографической мысли в целом до самого масштабного режиссёра-кукольника в истории человечества.
все!!! персонажи позднего Михалкова говорят его голосом/интонациями
В одном из прошлых текстов, посвящённых Энэс я писал, что его метод режиссуры схож с клонированием. Для каждого персонажа он создаёт клон самого себя, но натягивает лица известных отечественных актёров и актрис. Михалков с лицом Гармаша крестит на мине Михалкова с лицом Михалковой, а потом, словно Леонид Дикаприо отправляется в вечный дрейф. Задница немецкого лётчика - на самом деле - это лицо Энэс, злобно и коварно смотрящее из кабины самолёта. И так далее.
в каждом его фильме есть персонаж, который истерит!
Вы, наверное, замечали, что современные российские фильмы не могут обойтись без истерики! Если это фильмы про войну, то 100% кто-то из "палачей-нквд-шников" завопит: "Рассссссстреляяяяяяяюююююю"! Вы удивитесь, но именно Энэс ввёл эту моду вначале в советское, а затем и в российское кино! До него считалось, что мужчина должен быть сдержанным, спокойным и уравновешенным, но Никита Сергеевич значительно расширил представление о мужчинах, как таковых! В каждом его фильме обязательно присутствует мужской персонаж, который почти беспричинно истерит и орёт благим матом...
хруст французской булки
В Советское время было не очень понятно почему Энэс так любит обращаться к прошедшей эпохе: Раба любви - 1918 год, Неоконченная пьеса для механического пианино - конец девятнадцатого века, Несколько дней из жизни И. И. Обломова - середина девятнадцатого века, Очи чёрные - начало двадцатого века! Казалось, что экранизировать классику просто удобно и безопасно. Ан нет, как оказалось, Энэс тосковал по тем временам, когда его предки могли без зазрения совести оттаскать за уши "Павлушку". Поздний Никита Сергеевич возвращался к этому в Солнечном ударе, Сибирском цирюльнике и отчасти в "чеховском" по духу Утомлённые Солнцем! Эх, была бы возможность, он и Свой среди чужих переснял так, чтобы большевики обменяли золото на героин!
Алексей Герман-младший
Алексей Герман-старший был режиссёром, работавшим на грани соц.реализма и мрачной фантасмагории Дэвида Линча (который снял свой первый фильм намноооого позже Германа-старшего). Абсолютно уникальный для советского кинематографа режиссёров, который скатился в полный трэш (Хрусталёв, машину) и в буквальном смысле в фекальную философию (Трудно быть богом). Но речь не о нём, а о его отпрыске.
- карго-культ
Сын бездарен - это факт. У него есть навыки, он знает приёмы, формы, может задать фильму нужный темп, но на выходе мы получаем набор шаблонных, легко угадываемых аллюзий, которые не стоят времени, которое на них потратили. Вы ведь знаете, что такое карго-культ? Это когда туземцы, в ожидании самолёта, сбросившего им контейнер с едой, собирают на земле свой "самолёт" из листьев, веток, трупов попугаев, камней и прочего! Для них этот "самолёт" - точная копия настоящего!
Вот Герман-младший, будучи сыном гения (ну, гений, он всё-таки, был) тоже что-то старается сделать приличное, из каких-то веток и кизяков лепит свои фильмы, зовёт в фильме Чулпан Хаматову, берётся за серьёзные темы, а в итоге выходит "фильм", который никогда не взлетит!
- семьсот финалов
Если вы один из тех немногих, кто смотрел его фильмы, и "Под электрическими облаками" в частности, вы знаете о чём я говорю! Герман-младший не знает когда надо остановиться! В рамках "интеллектуального" кино это расхожая практика. Ты уже хочешь с облегчением встать из кресла и пойти домой, но НЕТ!!! Ещё одна сцена, как Чулпан три минуты смотрит на пустую банку из под шпрот... потом ещё что-то.... потом ещё.... потом ещё, пока не начнутся титры и общий вдох облегчения не раздастся в кинозале
- тлен
У нас нельзя делать оптимистичное кино, иначе тебя могут обвинить в продажности власти и поверхностности! А для "элитарного" режиссёра второе чуть ли не хуже обвинения в симпатиях к Фашизму. Поэтому даже фильм про сатирика Довлатова у него получился таким, буто он жил в Бухенвальде... Ну и чего скрывать, естественно, для Германов СССР и был "Бухенвальдом" - как может быть иначе? Такое отношение уже никого удивлять не должно!