Найти в Дзене

«В 6 часов вечера после войны» — художественное воплощение мечты о Победе

Цитата из фильма «В шесть часов вечера после войны», реж. Иван Пырьев, 1944, СССР
Цитата из фильма «В шесть часов вечера после войны», реж. Иван Пырьев, 1944, СССР

За простотой фильма прячется мифопоэтическая модель реальности, мечта о счастливом окончании войны

Эта картина не относится к общепризнанным шедеврам советского кинематографа из раздела «Фильмы о Великой Отечественной войне». И все же ее стоит разобрать — я считаю, что под поверхностной простотой «В шесть часов вечера после войны» прячется мифопоэтическая модель реальности, талантливо созданная авторами картины.

Жанр картины — героическая мелодрама. В фильме очень много запоминающихся песен, стихов. Смотрится он легко, а его главная идея, которую можно выразить строчкой из стихотворения Константина Симонова «Жди меня, и я вернусь. Только очень жди» лежит на поверхности. Его главный минус тоже легко просматривается — фильм можно упрекнуть в некотором отрыве от реальности. Действие, да и сама обстановка в некоторых его сценах, больше походит на театрализованное представление, чем на реальную жизнь. Даже создается впечатление, что неправдоподобие создателями фильма нарочито выставляется напоказ. Но зачем? А может, эта неправдоподобная действительность вовсе и не минус для этого фильма?

Фильм, премьера которого состоялась в ноябре 1944 года, имел большой успех у зрителей той, военной поры. Он повествует об истории любви лейтенанта-артиллериста Василия Кудряшова (Евгений Самойлов) и зенитчицы Вари Панковой (Марина Ладынина), которые дали друг другу обещание встретиться «в Москве на мосту над рекой в шесть часов вечера после войны» и сдержали свое обещание. Ни долгая разлука, ни тяжелые военные испытания не смогли разрушить их чувство. Режиссер Иван Пырьев и сценарист Виктор Гусев создали удивительную атмосферу — как будто реальность в их произведении демонстративно заменена полуфантазией, в которой и происходят испытания главных героев, и где, как в сновидении, сбываются их мечты.

Фильм Пырьева иногда упрекали в лакировке, намеренном искажении действительности. Я же не соглашусь с такой оценкой. Наоборот, считаю, что Пырьев и Гусев намеренно использует мифологизацию реальности, как художественный прием. Осознанно переводят нас в «особую реальность» символизма, в которой и действительность, чувства, устремления героев отображаются в поэтической, возвышенной форме.

«Гремит суровый бог войны», — поется про артиллерию в песне из этого фильма. Разумеется — это аллегория, но, кажется, что авторы фильма использовали все художественные приемы, чтобы этот символ воспринимался в картине совершенно буквально.

Читать далее: https://rossaprimavera.ru/article/dbdf3710