Моя мать была сложным человеком. Она была немногословна, абсолютно закрыта, со своим каким-то очень непонятным внутренним миром. Но самым грустным было то, что она начисто была лишена эмпатии. Я никогда не видела, чтобы она имела к кому- то сочувствие или жалость. Она не любила никого в своей жизни, кроме себя. Нет, внешне наша семья была весьма благополучной и с достатком, но материнской любви я не видела никогда. Ей было все равно. Она смотрела на меня равнодушно, иногда с раздражением. Общения не было, взаимопонимания тоже. Я иногда думала, глядя на нее с тоской: мама, мама, ну обними меня, прижми к себе, скажи что-нибудь хорошее. Особенно мне этого хотелось в редкие моменты моих приездов в родительский дом. Я помню, как я после двухлетнего отсутствия приехала к ней, зашла в дом и встала у порога. Мать месила тесто. Она взглянула на меня коротко и равнодушно бросила: проходи. И так было всегда. Я часто, глядя на нее, спрашивала себя: почему она меня не любит? За что? Потом перестала. Приезжала, привозила деньги и подарки и с легким сердцем уезжала. Чувство долга у меня было просто в крови, я всегда была заботливой дочерью, но на заботу и любовь от нее я уже не рассчитывала никогда.
Когда я пыталась в какие-то моменты что-то ей объяснить или донести до нее, я видела недоумение в ее глазах. Она осуждала людей, делала колкие замечания в их адрес, часто с презрением о них говорила, будь то соседи или знакомые. Она не понимала, почему недопустимо выкидывать из дома кошку, прожившую несколько лет в нем, и исправно ловившую мышей. Она с легкостью могла выставить из дома в мороз другую новую кошку только за то, что она ей просто надоела. Ей мог разонравиться красивый цветок, росший во дворе, и она просто выкапывала его и выбрасывала со словами: надоел! И так было во всем.
Я думаю, что сочувствие, сострадание, любовь – это подарок, которым не все при рождении награждаются. Такого подарка она была лишена. Она была просто ТАКОЙ. И она искренне не понимала, что это неправильно.
Но все-таки что-то произошло и такой подарок она получила прямо перед своей смертью. Я приехала вечером, когда мне сообщили, что с ней плохо. Меня встретила моя сестра и мы направились в спальню матери. Первой в комнату вошла сестра, вслед за ней я. Ярко горела ночная лампа. Я увидела мать, ее лицо при моем появлении озарилось искренней радостью. Она просто была счастлива! И она сказала медленно: Эмма приехала! Моя сестра как-то удивленно дернулась и произнесла: Ну это же надо! Мне она так не радовалась! Было видно по ее лицу, что ей это было неприятно. Я села на край кровати, я с ней говорила. Удивительным было то, что смотрела она на меня с любовью! Она тянула руку и пыталась дотронуться до меня - это было еще удивительнее! Она пыталась что-то сказать мне, но речь ее была нарушена и я не могла ничего понять. Потом она заснула.
Ночью она впала в кому и вскоре умерла. А спустя шесть месяцев я ехала по обледенелой дороге в свой родной городок к нотариусу для решения наследственного дела. Меня несколько раз крутануло на дороге с безумной скоростью и машина, ударившись о сугроб на обочине, встала поперек дороги. Я помню, как ко мне бежали двое дальнобойщиков, у которых фура лежала на боку в кювете. Они размахивали руками, кричали, подбежав, уставились на меня и все спрашивали: ты что? Ты что? Я не могла говорить, меня трясло. Они остановили какую-то машину и уже втроем вытащили меня из сугроба.
Я добралась до места, решила все вопросы и вернулась домой. Как мне было плохо - не передать. А ночью я увидела сон: я медленно, как-будто на какой-то волне приближаюсь к окну спальни матери и вижу ее лицо. Мы несколько секунд смотрим друг-другу в глаза, она смотрит на меня С ЛЮБОВЬЮ И РАДОСТЬЮ! Затем эта волна также медленно относит меня и я вижу, как моя мама провожает меня глазами и тихо машет мне рукой. На этом все.
Утром, проснувшись, я позвонила своей знакомой, очень необычному человеку. Она, выслушав меня, сказала: ты, видимо, должна была погибнуть на дороге, но твоя мама попросила за тебя Высшие силы. Скажи ей спасибо.
Прошло несколько лет. Я вспоминаю только хорошее, ту нашу последнюю встречу с мамой, ее счастливое радостное лицо, ее улыбку и говорю ей: спасибо тебе, мама!
Желаю вам любить ваших мам, несмотря ни на что! Они всегда с нами.