Найти в Дзене

Москва Константина Мельникова. Часть 1. Гаражи.

Константин Степанович Мельников (1890-1974) — один из лидер авангардной архитектуры СССР 1920-1930-хх годов. За свою карьеру архитектора он создал очень интересные и необычные здания в Москве, которые я покажу в своих статьях. Сегодня я расскажу о гаражах, в следующей статье — о рабочих клубах, и, третья часть будет посвящена дому архитектора. Конечно же, были и другие строения (павильоны для вставок), много проектов, но, если о них писать, то это будет просто перепечатывание информации:) А здесь только то, что я видел сам.

Подробно Мельникове можно почитать в замечательной книжке Селима Хан-Магомедова "Константин Мельников". Селим Омарович Хан-Магомедов — искусствовед и исследователь архитектуры советского авангарда. Автор был лично знаком с архитектором, много с ним встречался, беседовал, но при жизни Мельникова не успел написать его биографию. В этой книге рассказывается не только о Мельникове-архитекторе, но и о Мельникове-художнике (что меня удивило - в автобиографии Константин Степанович уделил только один (!!!) абзац о себе, как о художнике). Так же рассказано (и показано) о несостоявшихся проектах архитектора. Все сопровождается большим количеством фотографий, иллюстраций, проектов, эскизов.

Сегодня, здания Мельникова мы считаем эталоном конструктивизма, хотя сам он не считал себя конструктивистом и даже противопоставлял себя другим архитекторам этого направления. Так, например, в журнале "Современная архитектура (который издавали братья Веснины и М. Гинзбург) вообще никогда не было упоминания о Константине Мельникове.

Все гаражи и клубы были построены за так называемый "золотой период" Мельникова (1927-1936 гг.). Одна из самых известных построек (и последняя из реализованных) архитектора это —

Гараж Госплана

Гараж расположен по адресу: ул. Авиамоторная, д. 63, стр. 1. Построен в 1934-1936 гг на основе типового проекта В. И. Курочкина. Огромное круглое окно — это автомобильная фара, а другой фасад (фото ниже) символизирует решётку радиатора.

В настоящее время у этого здания не один собственник, и по этой причине долгое время здание никак не реконструировали и толком не ремонтировали. Но в 2018 году начались реставрационные работы (как мне показалось, только на фасадах) и зданию была возвращена первоначальная цветовая палитра.

Здесь можно почитать о том, как "живётся" в гараже Госплана.

Совместно с инженером Владимиром Шуховым (проектировал стальные конструкции) в 1926-1929 было построено два гаража: гараж для грузовых машин на Новорязанской улице и для автобусов —

Бахметьевский гараж

Это здание построено в 1926-1927 гг. и расположено по адресу: ул. Образцова, д. 11. На площади в 8500 кв. метров размещалось 104 автобуса. Причем схема их расположения была такова, что при въезде-выезде маневрирование было сведено к минимуму.

В 2012 году, после реставрации здания здесь разместился Еврейский музей и центр толерантности (в первый понедельник и в последнее воскресенье каждого месяц вход в музей бесплатный!) в котором часто проходят очень интересные выставки, посвященные русскому авангарду.

Гараж на Новорязанской улице

Гараж (Новорязанская ул., д. 27) в форме гигантской подковы был построен в 1926-1929 году. Такая необычная форма была обусловлена неудобными границами выделенного под застройку участка. Как и в Бахметьевском гараже, Мельников разработал схему парковки для максимального количества автомобилей и минимального движения внутри гаража.

В 2017 году принято решение о глобальной реконструкции здания и последующего размещения там музея московского транспорта, но работы (на лето 2020 года) пока не начались.

Гараж Интуриста

Гараж, расположенный по адресу: ул. Сущевский Вал, д. 33 был спроектирован архитектурной мастерской Моссовета №7 (которой в то время руководил Константин Мельников) и построен в 1932-1934 гг. (по некоторым сведениям, строительство завершилось в 1938 году) для нужд внешнеэкономического акционерного общества по туризму и инвестициям "Интурист".

Гараж строился уже при "закате" конструктивизма (авангардные произведения вообще были объявлены формализмом), и, в ходе постройки, только правая часть здания была реализована по проекту Мельникова. А левая выстроена уже в "новом" неоклассическом стиле. В этом плане в здании гаража воплотились два противоположных советских архитектурных стиля первой половины прошлого века.

В 1937 году здание было передано под автотранспортные нужды НКВД, а сейчас гараж в ведении автотранспортной службы управления материально-технического обеспечения ФСБ.

Продолжение (часть 2).

О конструктивизме у меня ещё можно почитать следующие статьи: Яков Чернихов, фабрики-кухни, жилые дома, клубы.

Еще больше конструктивизма, советского модернизма, а также советской мозаики и котов в моем инстаграме.