Найти тему
Юрий 1941

"АФРИКА ГРЁЗ И ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ"

Написана эта статья неспроста, не только из уважения к прошлому. История отношений России с южноафриканскими бурами - потомками переселенцев из Голландии актуальна сегодня по причине развития в Африке "чёрного расизма", что вынуждает буров искать убежище... Дочитайте до конца, пожалуйста.

Заголовок статьи взят в кавычки, ибо так называется книга двух чешских путешественников об Африке (Й.Ганзелка и М.Зикмунд - "Африка грёз и действительности" - рекомендую прочитать).

Хорошо помню, как в послевоенные годы мы смотрели фильм «Трансвааль в огне». Фильм был немецкий, трофейный, но нами – детьми войны он воспринимался как «свой» - нам, только что пережившим войну с немецкими захватчиками, было очень понятно и близко происходящее на экране: героическая борьба небольшого народа неведомой страны Трансвааль против наглого и превосходящего в силах и технике агрессора. И так и остались надолго в памяти этот фильм и его герои, а имя президента далёкой республики – Пауль Крюгер ассоциировалось с образом народного вождя во главе справедливой народной войны.

Мемуары народного героя Трансвааля - Пауля Крюгера.
Мемуары народного героя Трансвааля - Пауля Крюгера.

В школьных программах истории вторая англо-бурская война 1899-1902 гг. упоминалась лишь как одна из войн, знаменующих начало эпохи империализма. И понятно – это было далеко и давно, короче, не наше дело, и зачем нам подробности. Тем интереснее было узнать, что в те действительно неблизкие уже годы отношение к этой войне в России было далеко не безразличным. И песня родилась тогда - «Встаёт заря угрюмая с дымами в вышине, Трансвааль, Трансвааль, страна моя, ты вся горишь в огне…», родилась как народная песня, и пелась она на известный мотив «Среди долины ровныя, на гладкой высоте…» А ведь просто так песни не слагаются и не поются, и тем более не становятся популярными, значит, близко отзывчивому русскому сердцу была трагедия народа Трансвааля. Песня стала настолько знаменитой и популярной, что дожила до наших дней, и её можно было услышать в русских застольях и на самодеятельных концертах вплоть до 50-х годов прошлого века. Более того: и сейчас песня неожиданно оказалась не только не забытой, но и обрела «второе дыхание» в Новороссии.

Но вернёмся к началу ХХ века.

Я не буду излагать всю историю войны Британской империи с республиками Южной Африки – цель данных заметок другая. Просто для ясности упомяну, что Англия нуждалась в надёжных опорных пунктах на юге Африки - на пути к своим колониям вдоль побережья Индийского океана, и с этой целью в начале XIX века ими был захвачен порт Кейптаун, построенный здесь ранее голландцами близ мыса Доброй Надежды. Для бурских республик (буры – потомки голландских колонизаторов, поселившиеся в этих краях с середины XVII века) такое соседство уже было раздражителем. Но это ещё полбеды. Главные проблемы буров начались после открытия на занятых ими землях крупных месторождений золота и алмазов, что стало для всего местного населения настоящим проклятьем. В регион хлынула масса золото- и алмазодобытчиков, главным образом из Англии и её колоний, которые сгоняли с обжитых мест как коренных чернокожих жителей, так и буров. Появились английские войска и администрация, которые насильственно внедряли английский язык и законы Британской Империи.

-2

Когда терпеть новоявленную колониальную власть для свободолюбивых буров стало уже невыносимо, армии бурских республик (Трансвааль и Оранжевая Республика, ставшие по сути единым государством – Южно-Африканской Республикой), объединившись, нанесли по англичанам превентивный удар, и началась 3-летняя война.

Подразделение армии Трансвааля.
Подразделение армии Трансвааля.
Буры в походе.
Буры в походе.

Буры на огневой позиции.
Буры на огневой позиции.

Ход и исход освободительной войны буров оставим историкам. Задача данной заметки в другом – посмотреть на участие в этой войне русских добровольцев.

В Трансваале на стороне буров воевали русские и голландские, немецкие и французские добровольцы, то есть представители наций, испытывавших по историческим причинам симпатии к бурам или неприязнь к британцам. По данным историков англо-бурской войны (британского — Х. Хиллегаса и южноафриканского — Б. Потингера), в бурских отрядах сражалось более 2,5 тыс. иностранных волонтёров, из которых большую часть составляли голландцы (650 чел.), немцы (550 чел.), французы (400 чел.). Воевали также американцы (300 чел.), русские (225 чел.). Любопытно участие американцев – кровных родственников англичан… Видимо, ещё не была забыта их собственная война за независимость США от британской метрополии.

Популярная российская газета «Новое время» отражала симпатии общества к бурам: «Прямые религиозные фермеры, решившие своей кровью отстоять свободу Отечества, всегда будут ближе сердцу святой Руси, чем наш исконный враг — холодная и эгоистичная Англия. По своей глубокой вере в Бога буры нам родные братья».

Наиболее известным среди добровольцев из Российской Империи был подполковник запаса военный журналист Евгений Яковлевич Максимов. Он принял командование сначала «Иностранным легионом» (сборным отрядом иностранных добровольцев), затем из-за разногласий между представителями различных национальностей передал командование местному генералу, а сам стал начальником «Голландского корпуса» (отряда добровольцев преимущественно из Голландии) и в апреле 1900 г. участвовал в нескольких кровопролитных сражениях против британцев, когда буры отступали, тщетно пытаясь задержать британские войска, имевшие многократное численное превосходство как в людях, так и в артиллерии. Максимов был тяжело ранен в голову и не смог в дальнейшем принять участие в войне. Командование армии буров провозгласило Максимова «фехт-генералом» (боевым генералом). Это был настоящий воин-герой. В дальнейшем он, несмотря на возраст (55 лет) и ранение, ушёл добровольцем на русско-японскую войну и в сражении под Мукденом в составе Орловского полка погиб 1 октября 1904 года, командуя батальоном.

Подполковник Русской армии Е.Я.Максимов
Подполковник Русской армии Е.Я.Максимов

На стороне буров воевал и грузинский князь Николоз (Нико) Багратиони-Мухранский, который был известен как «Нико Бур». Будучи богатым дворянином, он поехал в Восточную Африку через Санкт-Петербург и Париж для участия в редкой по тем временам охоте на диких животных, но, едва успев доехать до египетского порта Александрия, услышал новость, что началась англо-бурская война и отправился воевать против англичан. Прибытие живого князя произвело сильное впечатление на буров (включая президента Крюгера), равно как и его национальный грузинский костюм, в котором его принимали за казака. Вернувшись на родину, в Грузию, он написал на русском языке книгу «У буров».

Другим известным русским добровольцем был будущий видный политический деятель Российской Империи Александр Иванович Гучков, воевавший в Африке вместе со своим братом Фёдором. В течение нескольких месяцев он принимал участие в боевых действиях, проявлял исключительную храбрость, был ранен в ногу и попал в плен к англичанам.

Русский офицер Евгений Августус, взявший отпуск в полку для участия в Англо-бурской войне, в 1902 году по возвращении в Россию опубликовал книгу мемуаров.

В качестве военного корреспондента на стороне буров находился будущий геополитик А. Вандам, публикуя в газете «Новое время» свои «Письма о Трансваале».

Это только те русские волонтёры в войсках буров, которые были широко известны публике и оставили письменные свидетельства об англо-бурской войне. Но больше было других, не оставивших в памяти потомков своих имён.

Интересно, что в войне в качестве военного корреспондента одной из британских газет принимал участие лейтенант Уинстон Черчилль ( в представлении не нуждается). Черчилль попал к бурам в плен, но умудрился совершить побег и не попасться вновь, несмотря на усилия буров отыскать и схватить его.

Лейтенант армии Британии У. Черчилль на англо-бурской войне.
Лейтенант армии Британии У. Черчилль на англо-бурской войне.

Героическое сопротивление буров не позволило англичанам быстро и победоносно завершить войну, несмотря на прибытие всё новых и новых подкреплений. И они пошли на подлые и преступные методы ведения войны. Осознав невозможность покорить буров в бою, английское командование перешло к тактике выжженной земли и к практике захвата в качестве заложников женщин и детей, которых помещали в концентрационные лагеря. Как ни пытались английские пропагандисты представить эти лагеря в виде мест «спасения» мирных людей от ужасов войны, правду скрыть не удалось. Заложники массово погибали в этих «спасительных» лагерях, и что особенно ужасно, больше всего гибли от голода и болезней дети – будущее нации буров. В этих лагерях из-за плохого питания и антисанитарных условий в общей сложности погибло 4177 женщин и 22 074 детей, но суть не в цифрах (хотя для небольшого по численности народа это огромные потери), а в том, что «демократическая» Англия стала пионером практики уничтожения мирного населения в концентрационных лагерях, опередив в этом отношении тоталитарные режимы ХХ века.

И буры были сломлены подлостью и жестокостью врага и вынуждены принять британские условия окончания войны, став территорией, зависимой от Британской короны.

А у советских зрителей фильма «Трансвааль в огне» остались в памяти горящие дома, хутора и деревни, отчаяние и слёзы женщин и детей, мужественные лица буров – солдат и командиров, и пламенные призывы к борьбе Пауля Крюгера – вождя и героя своего народа.

Теперь о причине вспомнить именно сейчас об этой войне и об эмигрантах из Голландии, освоивших клочки засушливой земли юга Африки и три столетия создававших там процветающую цивилизацию. Совсем недавно в российских СМИ промелькнули краткие сообщения о том, что к нам приезжали представители южноафриканских буров (не знаю, в каком статусе были эти люди) с целью изучения возможности переселения в Россию из ЮАР семей из числа буров – сельскохозяйственных фермеров, которые склонны покинуть родину предков.

Причина людей к эмиграции с родной, политой потом и кровью предков земли? Она ясна - недальновидность политиков (в том числе и советских), поспешивших передать власть в ЮАР «чёрному большинству населения». Да, чернокожих жителей в Южной Африке в разы больше, чем белых потомков европейских переселенцев; да, политика апартеида, проводившаяся белым правительством ЮАР, изжила себя и должна была быть изменена на другие формы правления. Но нельзя же так сразу! В этом и беда большинства политиков, что они хотят проблемы, назревавшие веками, решать быстро, не считаясь с простыми людьми, чьи интересы (в том числе жизненные) могут пострадать, не считаясь и с долговременными последствиями своих решений.

В конкретной ситуации ненависть, смешанная с завистью к белым людям, копившаяся много лет среди чернокожих жителей, переросла в «чёрный расизм»: белых людей в ЮАР стали преследовать, унижать, грабить и убивать. И если в городах эти явления ещё как-то сдерживаются полицией (хотя далеко не всегда, не везде и не так решительно, как следовало бы), то поселения буров-фермеров в саванне остались практически беззащитными перед погромщиками и убийцами. И есть среди новых хозяев этой земли люди, которые открыто призывают убивать белых, в том числе и среди высшего руководства "республики", превратившегося в подобие средневековых африканских князьков. Да – именно убивать и никак иначе! Этих агитаторов никто не преследует: по гуманным законам, заимствованным в Европе, намерение совершить преступление ещё не квалифицируется как преступление. А хутора белых фермеров пылают всё чаще и так же ярко, как во времена англо-бурской войны. В меньших масштабах, отдельные случаи - скажет кто-то… Да лиха беда начало! За последние 20 лет в ЮАР убито (!) более 40000 белых людей. А вкус крови опьяняет... Продолжение близорукой (и преступной) политики новоявленных правителей этой страны, облагороженной и благоустроенной трудами белых поселенцев, может привести к трагедии, которой ещё не видел чёрный континент.

Рядом пример Южной Родезии (ныне Зимбабве), где белых жителей уже не осталось, разве что чуть-чуть в столице. Фермеров же (разумеется, белых - чёрных фермеров ещё не родилось) сначала с молчаливого согласия и одобрения президента Мугабе, а потом уже и по призыву «грабь награбленное» (вам это ничего не напоминает?) стали изгонять из их домов, пограбив всё, что можно, а при малейшем протесте – безнаказанно убивать. И, конечно, такая картина в соседней стране плюс события в своей собственной заставляют буров в ЮАР задуматься о будущем. Куда податься, коль скоро защиты нет? На свою прародину – в Нидерланды? Так там земли свободной давно уже нет, а в городе кем может стать вчерашний фермер? Люмпеном? Кому же понравится такая перспектива? В других странах Европы не лучше в принципе. А в России земли для ведения сельского хозяйства – сколько хочешь! Только руки приложи (и деньги тоже). И руки, и деньги, и голова, и умение работать у буров есть – доказано веками их существования на не самой плодородной земле. Такие поселенцы могут стать желанными и нужными на нашей земле: Ставропольский край, Астраханская, Волгоградская, Саратовская, Оренбургская и др. области только выиграют от поселения на их землях этих людей. Будет сопротивление, и неприязнь к «понаехавшим»… колхозно-совхозное бытие определило стереотипы сознания: в каждом иностранном госте советские люди склонны видеть «жирного заграничного цыплёнка», которого не грех «пощипать». Но при наличии доброй воли и разумного управления со стороны российской власти на всех её уровнях, всё утрясётся и сложится. Просто осуществлять это непривычное дело надо продуманно и доброжелательно ко всем – и к понаехавшим, и к местным. И при твёрдом правопорядке.

Я уже писал о желательности репатриации на родину русских старообрядцев, рассеянных по Свету, и это, безусловно, приоритет в политике иммиграции в Россию новых и желательных переселенцев из зарубежья. И к этому мы ещё вернёмся. Но одно другому не помешает. Буры и русские не станут антагонистами. А главное – выиграет коренная Россия, население которой вымирает. И надо что-то делать, не откладывая решения на будущее - на плечи наших малочисленных потомков.

Если кого-то заинтересовала эта статья и проблема, рекомендую посмотреть в интернете видеоматериалы по данной теме и узнать о событиях на юге Африки поподробнее.

Юрий 1941. 10 мая 2020 г.