Найти тему
Anna Somova

Удобство по-китайски.

Тема преобразования дорожного движения является одной из самых дискуссионных в последнее время. Пожалуй, не найдется ни одного человека, который не слышал про велодорожки или войну пешеходов с автомобилистами. Во многих странах органы городского управления связанного с дорожным движением вынуждены проводить встречи и образовательные мероприятия с местными жителями, чтобы разъяснить свою позицию и изменения, производимые в городском пространстве.

Что же происходит в это время в Азии и как происходят изменения городской среды. Вынуждены ли люди оставаться в страхе во время своего маршрута или волна тротуаров и велодорожек стремительно подмывает берега азиатского региона.

Рассмотрение дорожного вопроса хотелось бы начать с Китая, а если быть точнее с его столицы – Пекина. Поскольку вот уже некоторое время мне приходится находиться в эпицентре жизни этого крупного мегаполиса. Предлагаю свой инсайдерский взгляд на вещи с точки зрения пешехода и намного реже велосипедиста.

В первые часы пребывания, когда ты еще только выходишь из аэропорта и ловишь такси, кажется, что все движение упорядочено, и каждый участник данного процесса является незаменимой единицей, которая складывает общую красивую картинку пазла. Однако стоит только выйти за пределы безопасного такси, как оказывается, что вписаться в процесс движения, происходящий на тротуаре, весьма затруднительно. Данный темп еще совершенно незнаком, а чтобы адаптироваться понадобится достаточное количество времени.

Движение на тротуаре оказывается для нового пешехода сравнимо с хаотичным движением в первичном бульоне, где каждый организм выполняет свою задачу. Велосипедисты маневрируют между пешеходами, которые будто совсем и не удивляются тому, что их кто-то спешит подрезать или, в худшем случае, наехать на них. Не отстают от велосипедистов и владельцы электронных мопедов. Они как отдельная прослойка дорожного движения являются вторым самым популярным типом передвижения, после автомобилистов.

Вопреки всеобщему мнению большинство мопедов в Пекине работает на электроэнергии. Это обусловлено большим количеством населения города (20 млн.), что собой подразумевает большую нагрузку на экологическую систему города, если заправлять мопеды бензином, а так же тем, что зарядить своего электрического друга очень просто. На улицах вы можете встретить станции для подзарядки. Так же зачастую мопеды заряжаются прямо в квартире. Нередко мной была замечена картина, как люди заезжали в подъезд дома прямиком в лифт на мопеде. Если нет возможности заряжать мопед дома, особенно когда комната в общежитии с трудом вмещает тебя и твоего соседа, то можно взять с собой аккумулятор. Однако такие эксперименты могут привести к несчастным случаям. За год проживания в Пекине мной были услышаны как минимум две истории о том, что в общежитии загорались комнаты. Виной таких серьезных пожаров являлись аккумуляторы мопедов. Конечно же, после таких инцидентов, были введены строжайшие запреты на зарядку мопедов в пределах общежития.

Впервые с таким активным использованием мопедов моя встреча состоялась в Южной Корее в городе Сеул в 2015 году, где доставщики еды шустро обгоняли пешеходов и использовали пешеходные тротуары без отдельно выделенных для них полос, что поначалу доставляло ощутимый дискомфорт и вводило в некоторое смятение. Находясь на улице, ощущение подвоха не покидало и постоянно казалось, что кто-то может задеть. Если проводить параллель сравнения с моим родным городом, Москвой, то можно заметить полное отсутствие этих участников дорожного движения.

Как оказалось, то количество доставщиков еды в Сеуле с количеством мотолюбителей в Китае просто несравнимо. Маленькая капля в огромном океане. Несмотря на большую любовь китайцев к автомобилям, которые для многих является аксессуаром подчеркивающим их статустность, есть противоборствующая сторона любителей мопедов, которые каждодневно бросают вызов городу и стремятся доказать автолюбителям их неправоту, как бы с немым укором смотря на людей в пробке и говоря: «ну что, кто тут теперь неудачник?».

Действительно, чуть присмотревшись и привыкнув к происходящему на улицах Пекина можно понять, как все устроено. Желание купить себе мопед становится непреодолимым и сравнивается с желанием присоединиться к танцующим на улицах китайским бабушкам.

Сама по себе идея успевать везде настолько заразна, что только боязнь попасть в происшествие, по своей не опытности, может остановить новоприбывшего в город жителя. Однако, становление на путь мобильного транспорта неизбежно.

Мопедами пользуются все, начиная со студентов, продолжая офисными работниками, бабушками и дедушками, забирающими своих внуков из учебных учреждений, и заканчивая доставщиками еды. Как сказал один мой знакомый: «Я всегда уступаю доставщикам дорогу, вдруг он еду моему другу везет, а тут я сбитый лежу, а друг тем временем кушать хочет». Женщины на каблуках, в офисной форме и с козырьком, который закрывает глаза от солнца во время езды и вовсе уже давно никого не удивляют, можно даже сказать, что являются своего родом особенностью или визитной карточкой городского движения, составляя неповторимый облик и самобытность.

-2

Время года для поездок на мопедах не является преградой, люди не смогли отказаться от удобства на зимнее время и изобрели специальные накидки, которые прикрывают водителя во время движения, таким образом, водителя не продувает, а для детей придумали отдельные кабинки, которые надстраиваются над детским сидением. Стоит заметить, что использование подобного вида транспорта уместно при отсутствии четко выраженной сезонности. Снег довольно редкое явление в Пекине, не смотря на то, что город располагается на севере, очень близко к самому холодному из городов Китая – Харбину. Температура в Харбине зачастую достигает -30-40 С в зимний период, в то время как в Пекине температура зимой редко падает ниже 0 С и в среднем варьируется от +3 до +10 С. В памяти до сих пор остались воспоминания восторженных друзей с южных регионов нашей планеты, поскольку они увидели впервые снег в их жизни. Случилось это в 2019 году в январе, практически сразу после нового года. Снег пролежал недолго и растаял почти в этот же день. Китайские товарищи же поспешили заметить, что им несказанно повезло застать снег, поскольку в столице он не был замечен предыдущие два года.

Велосипеды так же широко распространены и доступны на каждом шагу. Не надо бегать искать прокатные станции, собственно как и по окончании своего маршрута, вы можете оставить велосипед на том месте, где вам будет удобно. Каждодневно работники собирают велосипеды и расставляют, чтобы не создавать на городских улицах ощущение хаоса. Однако если понаблюдать, то можно заметить, что порядок держится недолго. Его можно застать ранним утром или в ночные часы, когда улицы заполняются грузовичками обслуживающего велосервиса. То, что Пекин не сможет жить без велосипедов станет сразу ясно, если они в одночасье исчезнут с улиц.

Велосипедная стоянка в утренние часы.
Велосипедная стоянка в утренние часы.
Велосипедная стоянка уже в обеденное время.
Велосипедная стоянка уже в обеденное время.

За первенство быть лучшей компанией сдающей велосипеды в аренду в Китае на данный момент борьбу ведут «Mobike», а так же сервис Alipay «Hellobike». В 2019 году покинула рынок компания «Ofo», которая смело, окрашивала улицы города в желтый цвет. Держать планку на высоком уровне оказалось достаточно тяжелой задачей, однако, не смотря на выход из борьбы, велосипеды «Ofo» продолжают довольно часто встречаться на улицах города, многие из них даже успели пройти «приватизацию». Чтобы сохранить право бесплатного пользования весьма находчивые жители города стали откручивать сидения у велосипедов, а так же надевать свои замки.

Взять велосипед в аренду достаточно просто. Нужно лишь отсканировать Qr-код и ввести комбинацию цифр на защитном замке. Стоимость велопроката в Китае не дорогая. Час проката начинается от 0,5 и может достигать 1 юань за 15 минут пользования велосипедом. Если переводить в рубли, то это обойдется около 10 рублей по максимальному тарифу.

Правда, перед тем как вступить в братство велосипедистов понадобится оплатить депозит. На 2018 год стоимость депозита компании «Ofo» составляла около 2200 рублей, на эти деньги можно было крутить педали навстречу пекинскому ветру хоть целый год. Таким образом, компания покрывала весь ущерб, который мог быть нанесен оборудованию, а так же производила замену старых велосипедов на новые модели.

Система депозита весьма ясна и понятна, однако будучи представителем слоя людей, которые не сильно заинтересованы в велосипедном движении по городу, но и полностью не отрицают его, нахожу несколько сложным факт переубеждения себя. Ведь оплачивать депозит того, чем ты пользуешься редко, не очень хочется. Если оглянуться и посмотреть на проведенный год в Пекине, то можно будет пересчитать по пальцам количество раз, когда велосипед был задействован мной в повседневной жизни. В основном приходилось брать велосипед, когда метро уже было закрыто и автобусы не ходили. Можно ловить такси, скажете вы, но проехать путь за 1 юань или потратить около 30 юаней (в лучшем случае) на такси, выбор очевиден. Желание бросить себе вызов и сэкономить идут рука, об руку образуя мощнейший тандем. Однако спустя 30 минут кручения педалей хочется задушить свой внутренний голос и бросить велосипед (если вы не являетесь поклонником велоспорта и активного образа жизни, а сесть на него все-таки пришлось), где попало, особенно когда такой шанс предоставлен удобной службой велопроката. Такие плюсы сразу подмечаются. Особенно в таких ситуациях.

Жизнь в городе велосипедов и мопедов формирует нового человека, который рано или поздно, даже не смотря на все выявленные для себя плюсы и минусы, выделяет собственных фаворитов в этой городской гонке и формирует собственный темп, вливаясь в будничную жизнь города. Недавно для меня таким фаворитом стал сервис проката «Hellobike». Все начинается с элементарного. В данном случае с интуитивно просто интерфейса приложения, которое в сравнении с другими прокатными компаниями, представленными в Пекине, идет вперемешку с английскими словами. Оценить всю полезность данного сервиса очень просто. Достаточно приехать без знания китайского языка и уже любая кнопка на английском языке может показать светом в конце тоннеля.

Как и любые другие сервисы велопроката программа оснащена картой, которая показывает местонахождение ближайших к вам велосипедов. Однако главным плюсом является отсутствие внесения депозита. Достаточно лишь быть зарегистрированным в системе. Регистрация происходит еще задолго до того момента, когда вы обращаете внимание на велосипеды. Все платежи в магазинах, кафе и любых других местах проходят через сервис Alipay (внутренняя платежная система в Китае. Если вы турист, то скорее всего этот вид транспорта будет вам недоступен, поскольку система работает с китайскими банковскими картами). Таким образом, когда дело доходит до попытки аренды велосипеда приятным бонусом оказывается, что делать вам для этого вовсе ничего и не надо. Просто отсканировать QR-код и в конце поездки оплатить 1 юань за 15 минут пути.

Путь, который раньше приходилось проходить пешком, или использовать автобус теперь с легкостью преодолевается с помощью велосипеда. В основном мной совершаются поездки до магазинов и кафе. Самая долгая прогулка до кафе составляла 30 минут в одну сторону, теперь же можно с легкостью сократить время движения на 15-20 минут.

Считать ли чудом появление велосипедов как массового сумасшествия в городской жизни или пытаться выискивать недостатки в системе - выбор каждого. Есть как плюсы, так и минусы. Самые главные преимущества — это отказ от автомобилей, уменьшение загазованности воздуха в городе и повышение уровня спортивности городского жителя, ведь как-никак велосипеды являются физической нагрузкой. Так же по убеждениям многих людей переход на велосипеды снижает уровень пробок, однако данный вопрос является спорным, на мой взгляд, и решение не может приниматься под копирку с удачных объектов. Поскольку каждый город представляет собой уникальное пространство, которое требует решений подходящих лишь ему и его жителям, которые живут в только им известном темпе.

В пекинском городском темпе намешано всего понемногу. Тут небывалое спокойствие сталкивается с невероятной спешкой, где оба участника столкновения вообще воспринимают происходящее как само собой разумеющееся и совершенно не выражают друг на друга никакой агрессии. Просто совершают само собой разумеющийся ежедневный акт. Все кто могут, будут нетерпеливо сигналить вам за спиной, но не из желания напугать, а предупредить. В дорожном происшествии всегда будет виноват велосипедист или обладатель мопеда, поскольку владельцы машин заведомо имеют больше прав, а культура велосипедов хоть и распространена тут, но на защиту велосипедиста тут даже не встанет другой велосипедист.

Неоднозначное отношение к дорожному процессу в Пекине не покидает меня до сих пор, но сложно не заметить, что все-таки определенные привычки были выработаны. Сейчас китайское общество претерпевает значительные культурные изменения, хоть и активно отстаивает свои особенности, но интеграция привычек других людей, приехавших в Китай неизбежна. Так же и малыми темпами возможно изменение культуры поведения на дорогах. Как долго продержится аутентичности особенности китайского движения? Неизвестно. Но пока еще есть шанс встретиться с таким явлением и почувствовать его на себе.