Найти тему
РазвивайКА

РАЗВИВАЕМ ПАМЯТЬ. КАК УЧИТЬ С РЕБЁНКОМ СТИХИ?

Все мы прекрасно знаем, что одно из важных качеств, способствующих успешной учебе – это память. И один из cпособов развития памяти — это заучивание стихов. Теперь уточним, как это лучше делать, чтобы заучивалось легко и надолго. 

 

Сразу хочу отметить, что так заучивать стихи можно и с дошкольниками, и со школьниками. Разница лишь в том, кто читает стихи. Если Ваш малыш еще дошкольник, то, конечно, читает взрослый. Если младший школьник, то читает и взрослый, и ребенок по очереди. Нельзя позволять ученикам 1 класса читать стихотворение и заучивать его самостоятельно. Почему? Вы можете сказать, что ваш первоклассник уже хорошо читает, и Вы доверяете ему, развиваете самостоятельность. Все это очень хорошо, когда не касается заучивания стихов. 

 

Когда ребенок учится читать, то он читает орфографически, т.е. так как написано. А произносим мы многие слова орфоэпически, по законам русского языка. Мы же не говорим «кОрОна», «скаЗка», «зуБ», хотя написано именно так. А вот дети, когда учатся читать, читают именно так. 

 

-2

И если Вы позволите выучить стихотворение ребенку самостоятельно, то и запомнит он его именно так, как читал. Вот и получается, что дошкольники часто рассказывают стихотворения лучше, чем ученики 1-2 классов. Потому что они запоминают правильное произношение с выражением на слух, а школьники запоминают так, как написано: орфографически и без выражения. А значит, теряется большая часть смысла стихотворения, его эмоциональная окраска. 

 

Кстати, чем интереснее и веселее стихи, тем легче они запоминаются. Поэтому для заучивания наизусть надо брать ритмичные и весёлые стихи. 

 

Давайте разберем по этапам, как учить стихотворение с ребенком: 

 

1 этап. Обязательное чтение стихотворения взрослым.

-3

Вы даете образец выразительного и правильного чтения. Помогаете ребенку прочувствовать настроение и характер стихотворения.Давайте, попробуем выучить маленькое стихотворение В. Орлова «Дятел» и правильно прочитаем его ребенку. 

 

Дятел, 

Даже молодой, 

-Вежливая птица: 

Он всегда 

Перед едой 

К червячку 

Стучится! 

 

2 этап. Выяснить, как ребенок понял смысл стихотворения. 

-4

Спросить, о чем говорится в стихотворении? 

Какой дятел? (Молодой, вежливый) 

Почему дятел вежливый? (потому, что стучится) 

Зачем он стучится к червячку? (чтобы добраться до червячка, найти его) 

 

3 этап. Уточнить значение трудных слов,

-5

спросить все ли понятно. Прочитать с читающим ребенком трудные слова из текста. 

4 этап. Прочитать еще раз вместе,

-6

если ребенок читает. Или пусть ребенок читает сам 2 раза (вслух и шепотом). 

5 этап. Очень хорошо совместить чтение с движениями тела или рук.

-7

Здесь можно сделать так: 

на первой строчке показать длинный нос – дятел, 
На слово «вежливая» птица – небольшой поклон, 
На слова «перед едой» — показать как движется ложка ко рту, 
«К червячку стучится» — постучать по столу. 

Так можно придумать любые движения, чтобы сработала двигательная память и ребенку легче будет запомнить порядок строк. Только обратите внимание, что движения выполняем, когда читает взрослый или при заучивании. Если читает ребенок, то никакие движения не выполняются. 

6 этап. Нарисовать это стихотворение в виде символов или сделать иллюстрацию к тексту.

-8

Здесь можно прорисовать не каждую строчку, а смысловую фразу. Это стихотворение можно изобразить в виде 3 картинок-символов: дятел (птичка, длинный клюв), тарелка, червячок. Последовательное расположение картинок поможет ребенку, у которого преобладает зрительная память. 

7 этап. Заучивать стихотворение не по строчке, а по фразам.

-9

Если фраза длинная, то можно разбить ее на части. Заучивание совмещать с показами картинок и движениями. 

Читаем первую фразу « Дятел, даже молодой, — вежливая птица» и ребенок повторяет ее 2-3 раза ( вслух, шепотом, с закрытыми глазами). Затем к первой фразе приклеиваем следующую «он всегда перед едой» и ребенок повторяет сразу 2 фразы 2-3 раза. Затем приклеиваем следующую фразу и повторяем 2 уже заученные и 1 новую « к червячку стучится». Затем повторить все стихотворение вместе 1-2 раза и отложить на время. 

Если стихотворение длинное, то надо разбить его на смысловые части и каждую часть учить таким образом, а потом все объединить. 

8 этап. Повторить стихотворение вместе

-10

через промежуток времени, через полчаса, позже, перед сном, на следующий день. Только не стоит делать это в виде экзамена: «А ну-ка, расскажи, я посмотрю, как ты запомнил». Гораздо эффективнее, если Вы предложите рассказать вместе папе, бабушке, соседке; если Вы начнете рассказывать, а потом «забудете» и попросите ребенка помочь; если Вы попросите ребенка послушать, правильно ли Вы запомнили. 

 

Можно попросить малыша, чтобы он выучил это стихотворение с котенком, с игрушечным мишкой или какой-нибудь игрушкой. Можно рассказать стихотворение на ночь подушке, луне, и т.д. Нам это может быть смешно, а дети все воспринимают за чистую монету, и с удовольствием будут рассказывать и вымышленному домовенку, и луне за окном и дождику. 

9 этап. Повторите стихотворение через

-11

день, через два, помогая малышу картинками и движениями, если он забудет. 

 

Вот и все. Если вы пройдете эти 8-9 этапов, то Ваш малыш прекрасно выучит стихотворение без напряжения. При таком заучивании мы делаем упор на все системы человека (слуховую, зрительную, образную память включаем, кинестетическую – движения) и все они работают вместе, значительно облегчая работу ребенка, помогая лучше и легче запоминать стихи. 

 

-12

Если Вы будете учить стихотворения таким образом и со школьниками, они смогут даже трудные стихи запомнить быстро и хорошо.

Узнайте , как бороться с непослушанием.

Ставьте 👍 и подписывайтесь на канал ☝️😜