День 13. 31 марта 2020.
"Кажется началась революция" - пошутила жена, когда ровно в половину девятого вечера за окном начался невообразимый гам и крики. "Ага, конечно" - ответил я, но на улице действительно происходило что-то необычное, и это была не просто шумная компания, вывалившая из бара. Странным было и то, что локализовать источник этого шума не представлялось возможным. Он исходил сразу отовсюду. Я прислушался, отчетливо можно было разобрать только крики «Болсонару», тонувшие в стуке каких-то кастрюль. Я позвонил своему другу Даниэлю спросить, что происходит, и слышит ли он то, что слышим мы. Он посоветовал расслабится и не брать это в голову.
Всё дело в том, что президент обратился к нации с просьбой выразить поддержку его позиции, согласующейся с лозунгом «O Brasil não pode parar» - Бразилия не может останавливаться. (Жаир Болсонару – президент Бразилии высказывается крайне негативно против всеобщего карантина, и повсеместного закрытия коммерции, говоря о том, что экономика страны может не выдержать этого.) И выразить эту поддержку очень по-бразильски: высунуться из окон и стучать в кастрюли. Шум продолжался около 10 минут, пока не прекратился совсем.
Этот небольшой эпизод навёл меня сразу на несколько мыслей. Первая – бразильцы имеют выраженную гражданскую позицию и политические убеждения, которые не боятся высказывать, пусть даже таким своеобразным (для носителей нашей культуры) образом. Вторая - они чувствуют свою сопричастность к событиям, происходящим в стране и возможность повлиять на эти события.
Существует ли демократия в Бразилии? Мои выводы субъективны, но лично мне думается что да. Почему? Да в первую очередь потому, что позиция сеньора Болсонару – это всего лишь позиция президента (я не буду рассуждать о том верна она или нет), но она ограничена решениями губернаторов штатов, решениями высшего конституционного суда, решениями глав отдельных муниципалитетов. Здесь президент не может приехать в город N и обязать открыть всю коммерцию, или вообще обязать что-либо сделать, основываясь только на том, что он президент. Обратиться к нации с просьбой о поддержке своей позиции – да, ожидать, что главы муниципалитетов отступят перед волеизъявлением жителей – да, спустить распоряжение директивно сверху – нет. Это ли не проявление демократии?