Найти тему

Что обозначает слово "Кондийский" в титуле и гербе российского императора

На заставке: дикий лесной человек, рисунок Ганса Гольбейна Младшего,  XVI в.
На заставке: дикий лесной человек, рисунок Ганса Гольбейна Младшего, XVI в.
Пространный титул российского императора содержал упоминания множества царств и княжеств, вошедших в разное время в состав России: "царь Казанский, царь Астраханский", царь Польский, великий князь Смоленский, Литовский, князь Карельский, Тверской, Пермский" и т.д. Большая часть этих титулов хорошо понятна и легко соотносится с современными географическими областями. Но есть в титуле императора упоминание нескольких территорий, местоположение которых сразу и не поймешь.... Одна из таких странностей "князь Кондийский".

Богатые земли за Уралом с древности привлекали внимание Новгорода, а затем и Москвы. Уже князь московский Иван III присоединил к своему титулу слово "князь Югорский", что обозначало его притязания на Югру или Угорию - земли восточнее реки Двины; а князь московский Василий III уже именовался "югорским, обдорским, удорским и кондийским". С XV века на севере Сибири действительно существовали несколько сильных княжеств, образовавшихся после распада Золотой Орды и управляющихся мурзами. Одно из них - Кондийское - находилось в районе впадения реки Конды в Иртыш, недалеко от впадения Иртыша в Обь, и было населено в основном вогулами (современное название - манси). Княжество также могло именоваться Большой Кондой, Кондорой, Кондорией, Кондией, Кондинией и т.п.; соответственно и прилагательные от этих название тоже могли быть различными "Кондийский" или "Кондинский". В географическом смысле это синонимы. Фактически только к 1590-м годам московские государи смогли окончательно завоевать Конду. Русскими властями местные мурзы официально были признаны князьями. Фактически потомки кондийского князя Сатыги (после крещения - Григория) правили Кондой до второй половины 18 века.

Кондийская земля (Condora) на карте Московии Исаака Массы.  Вверху река Тура.  Снизу подходит река Вычегда.   Башенкой обозначен город Верхотурье, который примерно соответствовал западной границе расселения вогулов (манси).
Кондийская земля (Condora) на карте Московии Исаака Массы. Вверху река Тура. Снизу подходит река Вычегда. Башенкой обозначен город Верхотурье, который примерно соответствовал западной границе расселения вогулов (манси).

Географ Антонио Дженкинсон писал о жителях Перми и Конды (1562): "Пермяки и Кондоры (Condoriani) были в прошлые времена язычниками, но были завоеваны русским царем и ныне обращены в христианство. Зимой в снежную пору они запрягают собак или белых оленей в сани и таким образом передвигаются. Торгуют мясом животных, не едят хлеба и одеваются в меха и шкуры диких животных".

Барон Август Майерберг в описании своего путешествия в Московию в 1661 году так описывал Конду: "Кондиния или Кондора – соседняя область с Обдорией, вся в лесах, реках, тамошние жители, кочующие звероловы, питаются мясом убитых ими зверей, а мехами их платят дань московскому царю".

Карта Тартарии Гийома Делиля, 1706 г.  Кондийская земля (Кондория) показана чуть южнее города Березова на левобережье Оби. Как раз в районе течения реки Конды.  На правом берегу Оби - Обдория.
Карта Тартарии Гийома Делиля, 1706 г. Кондийская земля (Кондория) показана чуть южнее города Березова на левобережье Оби. Как раз в районе течения реки Конды. На правом берегу Оби - Обдория.

Каждой территории в титуле царей соответствовал определенный герб, использующийся при оформлении жалованных грамот, царских палат, предметов роскоши. Был такой герб и у Конды. Первый вариант Кондийской печати появился еще во времена Ивана Грозного. Как и у других сибирских земель на ней был изображен дикий зверь, предположительно северный олень.

Большая печать Ивана IV Грозного.  Справа - ее фрагмент - "печать Кондинская".
Большая печать Ивана IV Грозного. Справа - ее фрагмент - "печать Кондинская".

Уже в "Титулярнике" царя Алексея Михайловича гербом Кондийской земли стал "дикий лесной человек" с дубиной на плече. Такие сказочные бородатые лесные дикари, одетые только в венки из дубовых листьев, часто использовались в геральдике Германии и Дании, где обозначали дикие непроходимые леса либо древность рода правителей. Собственно леса Сибири не уступают германским, так что лесной человек, видимо, символизировал именно необжитость и дикость региона. Возможно непосредственным прототипом герба Кондинии стал шведский герб провинции Лапландия. Также возможно лесной человек с дубиной символизировал отчаянность и неистовство в бою мансийских воинов, отмечаемое современниками, а также перевод древнего названия народа манси, перенятого русскими у коми-зырян - "вогулы", что в переводе близко по значению к "чужие, дикие люди".

Герб князя Кондийского в "Титулярнике" царя Алексея Михайловича.  Справа - тот же герб из записной книжки австрийского дипломата Корба, кон. XVII в.
Герб князя Кондийского в "Титулярнике" царя Алексея Михайловича. Справа - тот же герб из записной книжки австрийского дипломата Корба, кон. XVII в.
"Дикий лесной человек" в шведском  и финском гербах Лапландии.  Первоначальная раскраска Кондийского герба почти точно соответствовала "шведскому" образцу.
"Дикий лесной человек" в шведском и финском гербах Лапландии. Первоначальная раскраска Кондийского герба почти точно соответствовала "шведскому" образцу.

Более привычное нам геральдическое оформление щита и четкое цветовое представление герб Конды обрел в документах времен Петра I; как отечественных, так и изданных в Европе ( план Москвы неизвестного голландского мастера 1714 года, "Генеральная карта владений царя императора Московии" А. Шателена 1714 года и др.): щит изображался серебряным, а лесной человек красным. Одно из первых описаний герба приведено в "Историческом словаре российских государей ..." А. Решетникова (1793 г.): "КОНДИЙСКОЙ, в серебренном поле, Лоплянын в красном плаще, в штанах голубых, держащий на плече булаву, или дубину подобно Геркулесовой".

Герб Кондийский на жалованной грамоте Петра I.  Справа - один из вариантов изображения Кондийского герба в западноевропейских источниках 1 четв. XVIII века.
Герб Кондийский на жалованной грамоте Петра I. Справа - один из вариантов изображения Кондийского герба в западноевропейских источниках 1 четв. XVIII века.

Со времени Екатерины II цвет поля щита герба Кондийской земли изменился с серебряного на зеленый. В 1857 году утверждено окончательное описание герба Кондийского княжества:

"В зеленом поле дикий человек с дубовым на голове венком и дубовым же поясом, держащий правою рукою на плече серебряную булаву".

В таком виде герб Кондийский вошел и в Большой герб Российской империи, а также "дожил" до 1917 года.

Герб Кондийский в документах времен Павла I, Александра I и Николая  I
Герб Кондийский в документах времен Павла I, Александра I и Николая I

Сейчас на карте России о былом Кондийском княжестве напоминает река Конда и Кондинский район Ханты-Мансийского автономного округа (ХМАО). Кстати, дикий лесной человек чуть было не украсил собой герб этого субъекта федерации. После того, как существующий с 1995 года герб ХМАО был "забракован" Геральдическим советом при президенте РФ, администрация округа обратилась за помощью в разработке нового герба к специалистам "Гильдии геральдических художников" М. Шелковенко и Д. Иванову. В предложенном авторской группой проекте один из щитодержателей герба ХМАО держал гербовый штандарт с историческим гербом Кондийского княжества - лесным человеком. Однако этот проект не получил официального утверждения.

Один из проектов совершенствования герба Ханты-Мансийского автономного округа.  Справа - увеличенный фрагмент герба - штандарт Кондийского княжества.
Один из проектов совершенствования герба Ханты-Мансийского автономного округа. Справа - увеличенный фрагмент герба - штандарт Кондийского княжества.

В общем, если бы мы вдруг надумали переводить древние царские титулы на современный язык, то "князь Кондийский" стал бы князем Мансийским.

***

Еще на канале - "Почему в состав герба России входил герб Норвегии"

Подписка на канал, лайки, комментарии и репосты в социальных сетях повышают рейтинг канала и позволяют ему развиваться. Поэтому, если текст понравился, комментируем и репостим.