Найти тему

Мост перед Воттоваарой

Лендровер штурмует подобие моста
Лендровер штурмует подобие моста

Рассказ о том, когда обстоятельства складываются так, что должно быть страшно, но страшно не становится, а ситуация разрешается под влиянием внешних обстоятельств. И что в такой ситуации имеет смысл делать. Варианты на выбор: нервничать, заламывать руки и плакать либо расслабиться и загорать.

Правильно провожу автомобиль по хлипкому мосту
Правильно провожу автомобиль по хлипкому мосту

Гонка «Карелия-трофи», 2008 год. Семь дней, 800 километров по лесам и малонаселенным местам. Тогда я научилась трем вещам: 1) Как рассчитать запас топлива на четыре ходовых дня. Потому что между стартом и финишем спецучастков заправок нет. Совсем. 2) Наслаждаться красотой момента нужно вне зависимости от ситуации. 3) Неразрешимых ситуаций не бывает.

Работа штурмана - показывать дорогу, бежать рядом. Главное - не попасть под колеса
Работа штурмана - показывать дорогу, бежать рядом. Главное - не попасть под колеса

Самым неприятными тогда оказались комары. Но даже с ними можно бороться. Оказывается, для этого надо, чтобы тело оказалось искусанным процентов на 80. После этого вырабатывается иммунитет на три года.

«Карелия-трофи» запомнился красотой природы, отдыхом и смакованием вафельного стаканчика мороженого в Богом забытом магазинчике. Мы не столько соревновались, сколько отдыхали: в машине помимо водителя ехала я, дочь мужа и жена одного из гонщиков.

Водопады в Карелии
Водопады в Карелии

Карелия в августе хороша… Мы ехали так медленно, как могли, а девушки носились вокруг машины, собирая грибы. Это было что-то! Собирать грибы, не отходя от машины. Грибы без червоточин, с ровными шляпками. Даже корзинка не нужна – багажник Land Rover Discovery в полном распоряжении. Жареха в итоге сказочная вышла…

Такие вот мосты. Фото из архива автора
Такие вот мосты. Фото из архива автора

Так с аккомпанементом под тяжелый рок, грибами и женским щебетанием мы почти доехали до точки финиша спецучастка. Дневной маршрут к тому моменту составил около 280 километров. До финиша оставалось километров 30. Ехали мы ехали, и, наконец, приехали. К разрушенному мосту. Есть река, через нее есть переправа – мост. Но у моста нет одного пролета. Вернее, пролет-то есть, но он лежит в реке.

Разведка дороги. Потом тут пойдет автомобиль
Разведка дороги. Потом тут пойдет автомобиль

Речи о том, чтобы повернуть назад, не было. Через час уже начало бы смеркаться, почти 300 километров пути только до того места, откуда мы стартовали. В общем, погуляли мы по берегу, поняли, что мост собственными могучими силами нам не восстановить, и сели кормить комаров. Извините, загорать.

Зачерпнула воды. Сапоги велики, на меня нет нужного размера
Зачерпнула воды. Сапоги велики, на меня нет нужного размера

Паники не было. Что было, так ощущение недоумения: как так? Осталось всего-то каких-то 30 километров, а мы не можем добраться до лагеря. Не можем по щелчку восстановить мост, не можем добраться вплавь… Так мы и сидели, пока часа через полтора не раздался рокот мотора, и на нашем берегу нарисовалась маленькая «Нива».

Все я сумею, все смогу
Все я сумею, все смогу

А дальше началась движуха. Как впоследствии рассказывал Тимыч, водитель «Нивы» принадлежал к тому племени людей, за плечами которого был Кэмел Трофи, то есть человек - видавший виды и не привыкший сдаваться от такого пустяка, как разрушенный мост. [Кэмел-трофи (англ. Camel Trophy) — международные автомобильные соревнования, проходившие с 1980 по 2000 год по бездорожью или труднопроходимой местности; большую часть пути участники преодолевали на автомобилях Land Rover. – прим.автора].

Мост. Фото из архива автора
Мост. Фото из архива автора

Страшно не было с самого начала, а тут появилась уверенность, что скоро мост мы построим и поедем пить чай в лагерь. Лебедкой мужчины быстренько подцепили недостающий пролет моста, скинутый в реку. Потом в четыре руки водрузили доски на мосту, как-то их скрепили, что-то забили. Мы с приятельницей тоже что-то подравнивали, вбивали, мешались под ногами и подбадривали мужчин оживленным, но осторожным щебетанием. Так появилось подобие моста. Подобие – потому что по двум шатающимся бревнышкам ходить страшно, а уж ехать тем более.

Заправщик
Заправщик

Переправа по бревнам имеет особенности. Штурман должен отрегулировать колеса у машины таким образом, чтобы при просмотре спереди задние колеса сливались с передними. И в таком состоянии машина медленно идет вперед. Сразу скажу. Я в тот раз побоялась вести машину через мост. Слишком большим был риск. Поэтому мы в буквальном смысле переползли на другой берег, а машины шли пустые. Честно говоря, за восемь лет участия в подобного рода соревнованиях так и не поняла, что страшнее в подобной ситуации - быть за рулем или вести машину, стоя перед ней.

А дальше была Воттоваара…

-11