Всё началось с того, что Министр Императорского Двора
граф Фредерикс Владимир Борисович в 1901 году завел себе паровой экипаж французской фирмы Serpollet. Двор воспринял новость с нескрываемым удивлением. Пожалуй, только князь Орлов спокойно отнесся к причуде 63-летнего придворного. Он тоже держал автомобиль - бензиновый Мерседес - и поэтому легко мог понять министра-автолюбителя.
По рассказам генерал-лейтенанта А.А. Моссолова, управляющего делами Императорского Двора в период с 1900 по 1917 год,
князь Владимир Орлов был первым кто приехал в 1903 году
к Александровскому дворцу на "безумно шикарном автомобиле".
Он предложил Их Величествам совершить несколько поездок на моторе, которым управлял сам. Царь был заинтригован, и захотел сам прокатиться на "этой керосиновой вещи". После первой же его поездки вокруг площади Николай пригласил Царицу присоединиться к ним.
С этого времени Князь стал личным "шофером" Императора и возил Царя почти каждый день. Опасаясь за жизнь Царя, Князь Орлов всегда управлял автомобилем сам и никогда не доверял управление автомобилем с пассажирами Императорской семьи простому шоферу.
09 июня 1905 года Николай II записал в своем дневнике:
"В 3 часа отправились на моторе Орлова в Гатчину через Красное Село".
Это продолжалось до тех пор пока наконец, Министр Императорского двора граф Фредерикс не спросил Царя, что не хотел бы он приобрести себе автомобиль.
Царь сразу же ответил: "Да, конечно! Мы злоупотребляем добротой Орлова, и это становится невежливым. Просите, чтобы князь Орлов выбрал для нас автомобиль, ведь он может сделать это лучше чем любой профессионал".
Так, в 1905 году более чем через два года после первой поездки Царя
на автомобиле, князь Орлов выбирает ему французский автомобиль Делоне-Бельвиль. С этого момента начинается настоящая любовь Императора к своим автомобилям.
Императорский Дом в 1905 году закупает 2 новых автомобиля
Делоне-Бельвиль, истратив на покупку 18 400 рублей (184000 $).
Сразу после этого в Царском Селе, начинается строительство Императорского гаража. Место расположения гаража было выбрано
не случайно – недалеко от собственного императорского конвоя, железнодорожного вокзала и в непосредственной близости от Александровского дворца. Первое двухэтажное здание было возведено
в 1906 году. Здание было построено в стиле английского коттеджа
с элементами фахверха. Площадь здания составляет 964,8 кв. м.
Автором проекта был зодчий С.А. Данини. На первом этаже было несколько боксов, мастерские для царских автомобилей и каретник. Здесь же размещались подсобные службы гаража. Второй этаж здания был жилым для служащих гаража.
Вскоре была открыта Императорская школа Шоферов (о ней я расскажу завтра).
Николай II наслаждался своими новыми автомобилями, и в течение следующих нескольких лет суммы на их приобретение возрастали.
К концу 1906 года, в Императорском Гараже было уже 6 автомобилей, общей стоимостью 100 000 рублей - 1 000 000 $. К двум автомобилям Делоне-Бельвиль, закупленным в 1905 году добавились еще четыре:
1) Делоне-Бельвиль, Тройной фаэтон;
2) Мерседес, синий лимузин;
3) Мерседес, красный лимузин;
4) Мерседес, темно-синяя полуоткрытая модель.
18 февраля 1907 г. В.Б. Фредерикс подготовил записку императору
"О временной организации автомобильной части". Суть которой сводилась к тому, что содержание автомобилей весьма затратно,
а средства выделяются из различных источников, при этом финансирование автомобилей шло из "особых ассигнований по смете министерства Императорского двора".
В структуре министерства Императорского двора создавалось самостоятельное структурное подразделение, при этом
"для объединения и надлежащего направления деятельности означенного техника и заведующего хозяйством гаража надлежало
бы поручить Флигель-Адъютанту Полковнику Князю Орлову,
при проектируемой организации, высший надзор и руководство автомобильной частью, которою он ведает с самого ее образования при Высочайшем дворе".
На "Записке" В.Б. Фредерикс зафиксировал устное повеление царя: "Высочайше поведено исполнить".
Именно этот документ, завизированный императором 18 февраля 1907г., стал точкой отсчета официального существования гаража как одного
из установлений Министерства Императорского двора.
В 1907 году Царь истратил на автомобили 77 277 рублей или 727 000 $. На этот раз были приобретены не только иностранные автомобили,
но и отечественный темно-зеленый лимузин "Лесснер", который называли "Русский Мерседес". Машины этой модели были заказаны Императорским гаражом и премьер-министром России С. Витте.
Четыре автомобиля "Лесснера" экспонировались на 1-ой Международной автомобильной выставке 1907 года в Санкт-Петербурге, за которые Лесснер получил Большую золотую медаль "За установление автомобильного производства в России".
Два года спустя в 1908 году архитектором Липским В.А. было построено второе двухэтажное здание в стиле модерн общей площадью 367,6 кв. м.
В нем разместился гараж-резиденция начальника технической службы
и личного шофера Императора Николая II француза Адольфа Кегресса. Здание примечательно введением в завершение объема лестничной клетки парадной лестницы барельефа с изображение первых автомобильных гонок, проходивших в те годы регулярно в Царском Селе.
В 1908 году Император истратил 69 700 рублей (697 000 $),
в 1909 году 65 000 рублей (650 000 $).
В 1910 году была истрачена самая маленькая сумма - всего 33 000 рублей (330 000 $), а вот рекордным был 1911 год - 96 681 рубль (966 810 $),
и в 1912 году было истрачено 58 600 (586 000 $)!
К 1908 году штат Царскосельского гаража насчитывал 26 человек,
а через пять лет разросся до восьмидесяти. Это были лучшие шоферы
и специалисты Петербурга. Им платили весьма приличные деньги
и выдавали казенную форму. Императорский гараж с его почти полусотней первоклассных машин, являлся самым крупным автотранспортным предприятием тогдашней России.
Все его машины подразделялись на несколько разрядов.
К высшему относились так называемые императорские автомобили - очень дорогие и комфортабельные даже для того времени, когда автомобиль считался роскошью, доступной лишь по-настоящему богатым людям. Так, "Руссо-Балт" модели С 24-40 стоил 7500 рублей. Для сравнения -преподаватель гимназии получал в месяц сто рублей. Квалифицированный автомеханик мог заработать до двухсот. Следующий разряд - светские машины. Ими пользовались высшие придворные: в 1913 году в их распоряжении было 13 автомобилей,
в 1917-м -19.
Третий разряд был представлен грузовиками и автобусами, полевой кухней на автомобиле и тягачом с прицепами.
И, наконец, существовали три машины дворцовой команды, или фельдъегерские (посыльные).
Большая часть машин размещалась в Царском Селе, часть — в здании Конюшенного ведомства в Петербурге и небольшое количество —
в Петергофе. Кроме того, в Ливадии к весне 1911 г. был готов гараж
на 25 машин для нужд двора во время летнего пребывания в Крыму.
Вот список Автомобилей в Личном Гараже Императора в Царском Селе.
Автомобили, принадлежащие Императору лично:
1. Делоне-Бельвиль 1906 (Тройной фаэтон);
2. Делоне-Бельвиль 1908 (Ландоле);
3. Делоне-Бельвиль 1909 (Лимузин);
4. Делоне-Бельвиль 1910 (Ландоле);
5. Мерседес 1910 (Ландоле);
Автомобили, обслуживающие Императорский Двор:
6. Мерседес 1906 - синий "Лимузин";
7. Мерседес 1906 красный "Лимузин";
9. Мерседес 1906 темно-синяя полуоткрытая модель;
10. Лесснер 1907 темно-зеленый "Лимузин";
11. Панар-Левассор 1908 - "Ландоле";
12. Serex 1910 - "Ландоле";
13. Делоне-Бельвиль 1910 - "Ландоле";
14. Руссо-Балт 1910 - "Ландоле";
15. Руссо-Балт 1909 -Автобус с кроватью в трейлере;
16. Даймлер 1910 ;
Грузовики:
17. Рено 1908 грузовой фургон с 2 кроватями в трейлере
и пассажирский вагон;
18. Даймлер 1908 с кроватью в трейлере;
19. Дитрих 1908 с кроватью в трейлере - 18 л.с.;
20. Дитрих 1909 с кроватью в трейлере - 20 л.с.;
Автомобили, принадлежащие Начальнику Дворца:
21. Мерседес 1906 - темно-зеленый "Лимузин";
22. Мерседес 1906 Автобус.
В 1912 году Царь добавил в Императорский Гараж:
1. Мерседес, 1911 г.в., «Ландоле», 4 цилиндра, 70 л.с.
2 .Мерседес 1911 г.в., «Фаэтон», 4 цилиндра, 70 л.с.
3. Делоне-Бельвиль-2 шт. 1911 «Ландоле», 6 цилиндров, 45 л.с.
4. Делоне-Бельвиль-2 шт. 1912 «Фаэтон», 6 цилиндров, 45 л.с.
5. Руссо-Балт, 1911 «Ландоле» на 12 л.с.
6. Мерседес-2 шт. 1911 автобус.
7. Мерседес 1910 "гоночный", 4 цилиндра, 40 л.с. модель для Гаража.
Начальник Дворца получил два новых лимузина:
1. Serex, 1910, «Ландоле» на 40 л.с.
2. Мерседес 1911 «Ландоле» 4 цилиндра 70 л.с.
К 1912 году у Императора насчитывалось уже более 50 автомобилей. В штате гаража был 80 водителей, практически у каждого автомобиля свой водитель.
Расходы на обслуживания гаража составляют 126 000 рублей в год
(1 260 000 $). Количество автомобилей с каждым годом растет, помещения не могут вместить весь автопарк.
И вот в 1913 году по проекту архитектора А.К. Миняева рядом
с существующими зданиями было возведено здание гаража–хранилища императорских автомобилей.
Здание построено в неоклассическом стиле и напоминает гараж
в Ливадии. Площадь его 2212,5 кв.м. Гараж-хранилище вмещает 40 автомобилей, оснащен по последнему слову техники всевозможными устройствами и приспособлениями. Здесь и электромеханические подъемные ворота и двери, мойка автомобилей струей воды под давлением, электрическая система вентиляции, паровая система отопления, всевозможные станки и гаражное оборудование.
26 января 1917 года имущество "Собственного Его Императорского Величества гаража" передано автоконюшенной базе
рабоче-крестьянского правительства.
Как вспоминал Ю. Ломан: "Сравнительно недавно, перелистывая страницы какого-то толстого журнала, я наткнулся на фотографию легкового автомобиля, у которого вместо привычных колес лыжи
и гусеницы, наподобие танковых. Это были автосани, на которых больного Ленина возили зимой отдыхать в Подмосковье.
А я в этом "дедушке" современных автомобилей узнал некогда роскошный, только что полученный "паккард", принадлежавший одному из жертвователей на строительство Городка, процветавшему дельцу Овчарову. Помню, с каким восторгом я садился в эту роскошную, блестевшую лаком синюю автомашину. Все казалось в ней необычным:
и мощный двигатель, и руль на левой стороне (в то время рули были
с правой стороны), и кресло шофера, отделенное от соседнего кресла,
и колеса, выкрашенные в желтый цвет..."
Все три здания за годы советской власти, войн, перестроек, внешне сохранились до наших дней практически в первозданном состоянии. Большая заслуга в этом Санкт-Петербургского государственного Аграрного университета, которому после Великой отечественной войны эти здания были переданы на баланс.