Найти тему
Никита Иванов

Получает удовольствие человек от своих добрых дел и хороших качеств, что тут плохого? Тщеславие - блуд души.

Тщеславие.

Попросили написать о тщеславии. Сложная категория, тонкая и малозаметная, а главное, внешне вполне извинительная. Ну радуется и получает удовольствие человек от своих добрых дел и хороших качеств, что тут плохого?! Но за приличной внешностью часто скрываются не совсем приличные вещи, а правильнее сказать – совсем не приличные. Тщеславие – вполне опасная и губительная страсть.

Вспоминается такая история. Одна одинокая старушка, весьма преклонного возраста, проводила остаток дней своих все более при храме. Часто бывала, молилась, постилась, помогала, убирала и так далее. В какой-то момент храм стал для нее вторым домом. Однажды в разговоре с прихожанкой она, в простоте сердечной, сказала о том, что заготовленные для ремонта своего дома блоки пожертвовала в храм. «Какой там ремонт, сколько мне осталось, в храме нужнее…» После этих слов она вдруг замолчала и как бы спохватилась: «Да что же это я все разболтала?! Вот глупая…» – и искренне зарыдала после этих слов. Стало ясно, что ее жертва была тайной и огласка этой тайны стала для нее утратой чего-то очень важного. Ведь она получила мзду за свою жертву здесь, на земле, приняв от людей похвалу, и сладость этой похвалы отщетила, то есть обесценила ее жертву. Как тут не заплакать.

Жаль, что ко многим такое понимание опасности тщеславия приходит только со временем, а к кому-то и совсем не приходит. А напрасно. Святые отцы говорят, что в молодости тщеславие находит порывами, а с возрастом переходит в постоянную страсть, сильную и губительную. Ради новой порции удовольствия от своей мнимой праведности человек способен на любые добрые дела. Ночами молиться, строго поститься, жертвовать собой и так далее. И все это за похвалу от людей.

Святитель Игнатий называет эту страсть блудом души. Она заставляет думать, что это мутное удовольствие при добрых делах от Бога – некая благодать и радость. А на самом деле за ним чечевичная похлебка сиюминутного наслаждения… Увы.

Эта страсть притягивает к себе и другую – лицемерие. Это когда человек способен на все, чтобы казаться другим хорошим, духовным, осененным благодатью. Эти две немощи всегда вместе. Они ослепляют ум и помрачают душу. Заставляют идти на любые ухищрения ради похвалы, на низость, лесть, обман и многое другое. Но результат всегда один – сладострастие. А его вершина – гордость. Ведь человек убежден, что он очень хороший, а на его фоне почти все хуже его, во всяком случае – менее достойные. Оно, тщеславие, способно благодарить Бога за то, что его владелец не такой как все. Оно может любую добродетель сделать греховной, пагубной.

Но главная опасность тщеславия в самовнушении. Шаг за шагом, мало-помалу, оно убедит своего хозяина в благоволении к нему Бога за его совершенства. А где благоволение, там и праведность, а где праведность, там и дары, а где дары, там желание, чтобы все видели и знали об этих дарах. Такие одаренные (или одуренные) тщеславием праведники способны вместе с собой погубить и заразить своей болезнью многих и многих. Когда человек велик, то настоящее величие Бога, (которое можно увидеть только из глубины покаяния) меркнет. Человек начинает думать, что может спасти себя сам, своими добродетелями. А «спасаясь» самостоятельно, еще и тысячи рядом с собой будет «спасать». Такое ослепление гордостью не что иное, как смерть души. Вот и малозначимая страсть на первый взгляд.

«Остережемся от проявления каких-либо особенных порывов нашей набожности, которые бы резко отличали нас от братий наших…» – пишет святитель Игнатий. Лучше себя недооценить, чем переоценить. Недооцененного дооценит пусть Бог. А пока поплачем вместе с доброй старушкой о своем потерянном, по причине тщеславия, воздаянии от Господа за многие наши добрые дела. Плач о собственной глупости и о своих страстях – самое надежное лекарство от тщеславия.

Лествица.
Лествица.