Есть понятия, смысл которых многими людьми воспринимается искаженно, а порой и прямо противоположно их исходному значению. Понятия "патриотизм" и "космополитизм" часто противопоставляют именно по этой причине, считают их взаимно исключающими друг друга. На самом деле оба явления выросли из одного корня и имеют сходство. Их отличие, если можно так выразиться, в объеме того, к чему они направлены.
Патриотизм естественным образом возник на основе чувства собственности, которое развилось в людях, когда они начали жить оседло. Это чувство было направлено на ту землю, которой располагала община, короче - ближайшую территорию, которую люди воспринимали как свою. Это - наше, значит, ее нельзя никому отдавать, надо защищать, заботиться о ней и гордиться ею.
Если патриот изливает эти чувства только к той территории, которая
ему хорошо известна, где он чувствует себя среди своих, то космополит испытывает подобное к более обширной территории, фактически ко всему миру. Для древнего грека, например, это был не только его полис, а вся ойкумена (то есть заселенный греками мир, Эллада). Четкое и недвусмысленное определение космополитизма первым дал Диоген, ответив на вопрос: "Откуда ты?", так: «Отовсюду. Ты видишь перед собой гражданина мира».
То есть космополитизм основывается на убеждении об единстве человечества. Космополит считает, что интересы отдельных стран и народов менее ценны, чем интересы человечества в целом. Он ощущает себя, в первую очередь, не представителем отдельного государства, а представителем человеческого рода как такового. Поэтому космополит не зациклен на интересах одной страны, даже если она является его родиной.
Развитию идеи космополитизма способствовала мобильность. Открывая новые земли, знакомясь с другими культурами, европейцы все больше убеждались в том, что природа человека, как бы люди не отличались внешне, по своим традициям и образу жизни, на самом деле одна. Поэтому люди могут договариваться друг с другом и жить рядом в мире и сотрудничестве.
Мысль об единстве человеческой природы привела к возникновению в Европе гуманистических идей, в которых большое место занимает признание свободной сущности человека, и того, что государство не должно довлеть над ним.
Надо сказать, что свой вклад в развитие космополитизма внесло и христианство, которое декларирует единство человечества во Христе. Известное изречение апостола Павла в Послании к Колоссянам гласит:
«по образу Создавшего его, где нет ни Еллина, ни Иудея, ни обрезания, ни необрезания, варвара, Скифа, раба, свободного, но все и во всём Христос».
Космополитические идеи лежали и в основе марксистской теории.
В современном мире с ее неотвратимой глобализацией и единой интернет-сетью космополитизм чувствует себя неплохо. Сейчас миллионы людей ощущают себя гражданами мира, живут отнюдь не там, где родились, хотя и любят свою родину, как любят родителей, какими бы они ни были. Воспитанные на универсальных принципах человеческого общежития, космополиты везде, где эти принципы признаются, чувствуют себя как дома.
Патриотизм в современном мире все больше начинает выглядеть как анахронизм, особенно когда он выстраивается в официальную идеологию, основанную на первобытном противопоставлении "своих" и "чужих". Видеть вокруг только врагов, посягающих на твою землю - это проявление архетипической памяти. Отождествлять патриотизм исключительно с чем-то военным - это такая дремучесть, что слов нет.
Современный патриотизм не может базироваться на агрессивности. Любовь к родине не означает угрюмой ненависти ко всем вокруг. Истинный патриотизм - это забота о своей деревне, своем городе, своей стране, это действия, направленные на их благополучие и процветание.
И даже если ты каждый день горланишь гимн и размахиваешь флагом, учишь всех вокруг родину любить, но при этом бросаешь окурки и мусор под ноги, воруешь из государственного бюджета, ломаешь построенное, вредишь стране своей тупостью и разгильдяйством - то никакой ты не патриот...
Истинный патриотизм в том, чтобы делать ее лучше. И, как ни странно, это вполне может сочетаться с космополитизмом. Ведь любовь к родине не противоречит ощущению себя гражданином мира, я думаю.
Буду благодарна, если вы дадите ссылки в своих соцсетях на мой канал и эту статью.
Читайте еще:
Почему в нашей жизни полно запретов: социологический подход
Станет ли человек будущего киборгом?
Из блога мужа:
Кто такие сивиллы, и почему они находятся на потолке Сикстинской капеллы