В своих неопубликованных официально бесцензурных мемуарах "Ванька-ротный" Александр Шумилин, командовавший ротой на передовой три с лишним года войны, пока не получил тяжелое ранение,
описывает следующий случай.
Шел 1941 год. Рота получила приказ задержать продвижение фашистов по дороге, идущей в холм, любой ценой. При этом она практически не имела противотанковых средств, не было и артиллерии. Для того времени обычное дело. Но умирать, тем более, без пользы, не хотелось.
Шумилин расположил 3 пулеметных окопа с "Максимами" на обратном склоне холма с таким расчетом, чтобы пули огибали холм по баллистической кривой и наискось простреливали дорогу. Их учили этому на командирских курсах!
Каждому пулеметчику был нарезан сектор стрельбы с помощью колышков. И заданы 3 угла возвышения по делениям лимба. Корректировщик с телефоном расположился на вершине холма, через который шла дорога, и была проведена пристрелка по рубежам 1, 2 и 3. Как только танки с пехотой пошли по дороге в атаку (а без дороги там никак), то по достижении первого рубежа внезапно начали падать солдаты. Свиста пуль не было слышно из-за грохота моторов, а выстрелов из-за холма - и подавно. Пули настигали даже за танками. Это сразу подавило психику наступающих, и пехота стала отставать и разбегаться. Разумные немецкие танкисты без пехоты вперед не пошли. Атака была сорвана. Вторая атака была сорвана на втором рубеже. После чего советский командир скомандовал отход. И расчеты покинули рубеж, отойдя через болото на плотиках. Через час прилетели "штуки" и перепахали все подозрительное за холмом. После чего немцы прошли холм, так ничего и не поняв.
Смысл был в том, что из полка был приказ продержаться 3 часа.
Фактически немцев задержали часов на 12. Без потерь и расхода снарядов.