Найти в Дзене
HM

Как отрицание геноцида армян в Турции в 1915-1923 гг. отражается на мусульманах Индии в 2020-ом?

Геноцид страшен для его потенциальных или реальных жертв, а также выживших. Но он также является пугающим и для правительств, которые зачастую отказываются признавать акты геноцида. Это порождает безнаказанность, что, в сою очередь, приводит к новым геноцидам.

После принятия ООН Конвенции о предупреждении преступления геноцида и наказании за него в 1951 году действия с целью полностью или частично уничтожить национальные, этнические, расовые или религиозные группы были осуществлены: в Камбодже (1975-1979), Восточном Тиморе (1970-е), Бангладеше (1971), Гватемале (1982-1983), Ираке (1986-1989), Боснии (1992-1995), Руанде (1994), Тибете (1998), Дарфуре (2003 год и далее), геноцид езидов в Санджаре (2014), убийство нуэров в Южном Судане (2017), христиан и мусульман в Центральноафриканской Республике (продолжается), уйгуров в Китае (продолжается), рохинджа в Мьянме (продолжается). Это лишь наиболее известные акты геноцида и многое из указанных событий мир отказывается признавать геноцидами.

Геноцид армян. Турок дразнит голодных детей, показывая им хлеб
Геноцид армян. Турок дразнит голодных детей, показывая им хлеб

Но это не все… Наиболее вопиющий случай отрицания связан с Турцией, которая ответственна за уничтожение христиан (армян, греков, ассирийцев) в 1915-1923 годах, но по-прежнему отказывается называть эти массовые убийства геноцидом. Более того, в течение десятилетий Турция вкладывает большие ресурсы в лоббирование против признания, например, Геноцида армян и угрожает экономическими и иными санкциями различным странам за подобное признание.

Эта широко распространенная неспособность признать и осудить геноциды прошлого делает человечество более снисходительным по отношению к ним в настоящем.

Де-факто глава Мьянмы Аунг Сан Су Чжи, получившая в 1991 году Нобелевскую премию мира в 1991 году за свою деятельность в качестве демократического активиста, перед судом ООН в Гааге отказалась признать насилие против рохинджа, мусульманского этнического меньшинства, геноцидом.

Аэрофотоснимок сгоревшей деревни рохинджа в штате Ракхайн, Мьянма, 2017 г.
Аэрофотоснимок сгоревшей деревни рохинджа в штате Ракхайн, Мьянма, 2017 г.
Неспособность и, в большей степени, нежелание видеть осуществленный и осуществляющийся геноциды делает нас слепыми к знакам, указывающим на надвигающееся бедствие.

В Индии в декабре 2019 года были приняты поправки к Закону о гражданстве, которые обеспечивают получение гражданства для выходцев из Бангладеш, Пакистана или Афганистана, прибывшие в Индию до 2015 года. Но только для индусов, парсов, сикхов, буддистов, джайнов и христиан. Мусульмане не включены в этот список.

В 2015 году правительство Индии во главе с индуистским националистом Нахендрой Моди с целью выявления нелегальных иммигрантов ввело Национальный реестр граждан (НРГ). Многие из этих так называемых иммигрантов, не включенных в этот реестр, жили в стране по полвека. Но им было отказано в гражданстве, потому что они не смогли предоставить необходимые документы.

Часть из 1,9 миллиона человек, не включенных в НРГ, были и индусами. Но внесенные изменения в закон о гражданстве дают им возможность стать гражданами Индии.

Министр внутренних дел Амит Шах, также индуистский националист, во время национальных выборов 2019 года пообещал в Бенгалии утопить тех, кто не попадет в реестр в Бенгальском заливе, назвав их "термитами".

Столкновения между мусульманами и индуистами в Нью-Дели, Индия, февраль 2020 г.
Столкновения между мусульманами и индуистами в Нью-Дели, Индия, февраль 2020 г.

Правительство Индии настаивает на том, что мусульманам нечего бояться, но его сторонники воспринимают НРГ и поправки к Закону о гражданстве как "зеленый свет", чтобы изгнать мусульман из Индии.

Так непризнание и отрицание одних геноцидов порождает новые.