Найти тему
Злой дядька

Печать константинопольского патриарха в Переславле-Залесском

В июле 2014 года во время археологических работ в Спасо-Преображенском соборе в Переславле-Залесском была найдена свинцовая подвисная печать.

Печать патриарха Афанасия I и её прорись
Печать патриарха Афанасия I и её прорись

На печати изображена Богоматерь, сидящая на престоле (вариант типа Никопея) и греческая подпись, которая хорошо читается.

Афанасий, милостью Божьей архиепископ Константинополя, Нового Рима и вселенский патриарх.

Известно четыре патриарха с именем Афанасий. Афанасий III и Афанасий IV, бывшие в XVII веке были патриархами очень недолго. Первый - чуть больше месяца, а второй - вообще всего неделю. Существование Афанасия II, последнего патриарха Византии (1450-53), подвергается сомнению. А вот Афанасий I, который дважды занимал патриарший престол: в 1289-1293 и 1303-1309 гг, нам подходит. Тем более, что его деятельность связана и с Русью, и даже с Переславлем.

На территории средневековой Руси к началу XXI века было зарегистрировано больше сотни византийских печатей. Но лишь одна относилась к константинопольским патриархам. Моливдовул (двусторонняя подвесная свинцовая печать , от греч. «моливдос» - свинец) Евстратия Гарида (1081-1084) был обнаружен в северо-западной башне Софийского собора в Киева в 1935 году экспедицией под руководством Михаила Константиновича Каргера. Это позволяет высказать гипотезу, что соборы служили ещё и архивами.

В нашем веке нашли ещё две печати патриархов на территории Рязанской области и ещё две на Украине. Но печать Афанасия нашли впервые.

Среди опубликованных моливдовулов выявлены были два, относящихся к патриарху Афанасию. Первый находится в одном из берлинских музеев; другой, выставлявшийся в Вене в 1997 году, находится в частной коллекции. Судя по фотографиям, эти печати были оттиснуты теми же матрицами, что и переславская.

Важной деталью печати является широкий трон с решётчатой спинкой. Такой трон есть на печати патриарха Германа II (1222-1240), но уже нет на печати Матфея I (1397-1410). Вероятно, на печати схематичное изображение какой-то византийской иконы или фрески. Если читатели определят, какой, автор будет благодарен за это.

Афанасий I, в миру Алексий, родился около 1235 в Адрианополе и умер в преклонном возрасте около 1315 года в константинопольском монастыре Ксиролоф. На патриарший трон он был приглашён по инициативе императора Андроника II Палеолога (1282-1328) и оказывал большое влияние на василевса и политику государства. Он был убеждённым противником сближения Византии с латинским Западом и сторонником усиления императорской власти (как имеющей божественное происхождение).

В 1308 году Афанасий поставил на киевскую митрополию Петра, игумена Спасо-Преображенского монастыря на реке Рате. На протяжении многих лет противником Петра был тверской епископ Андрей (соперничество между московским и тверским кланами Рюриковичей, таким образом, перекинулось и на церковную власть). Епископ Андрей стал инициатором созыва церковного собора, который прошёл в Переславле-Залесском. "Житие митрополита Петра" ничего не говорит о сути обвинений, но из других источников следует, что Петра обвиняли в продаже церковных должностей за деньги. Собор после долгих споров ("и бысть пря велика между ними") оправдал Петра ("и абие посрамлен бысть Андрей, епископ Тферской").

За митрополита вступился московский князь Юрий Данилович, что сыграло решающую роль. А дальнейшее мы знаем. При княжении брата Юрия, Ивана Калиты, Пётр перенёс митрополичью кафедру в Москву, что помогло возвышению нашей столицы.

В одной из версий жития сообщается, что патриарх Афанасий направил к Петру своего представителя "с писанием", содержание которого была оглашено на соборе. Вероятно, печать с того послания и была найдена археологами.

Кстати, ещё один неотвеченный вопрос этой истории состоит в том, когда состоялся собор в Переславле. В.Н. Татищев (и вслед за ним wikipedia) указывает, что в 1313-м, что является явной ошибкой. В.А. Кучкин относит собор к 1311 году; Р.А. Седова - к 1310-му; Э. Клюг - к 1309, ссылаясь на то, что в этом году окончилось патриаршество Афанасия.

При написании текста автор активно пользовался статьёй
Н.А. Макаров, П.Г. Гайдуков, Вл.В. Седов, В.В. Бейлекчи
Печать константинопольского патриарха Афанасия из переславского Спасо-Преображенского собора.
Российская археология. 2015. № 4
.