Найти тему

«Тема денег представляет собой…» Фенько А. Сочинение ЕГЭ по русскому языку

Психолог и журналист Фенько А. поднимает проблему отношения человека к деньгам.

Рассматривая этот вопрос, психолог пишет о том, что у многих взрослых сохранились старые нравственные установки – «счастье не в деньгах». В качестве примера о молодежи автор приводит цитирование из сочинения ученицы, в котором она пишет, что любовь к деньгам есть у каждого человека только в разной степени. Известно, что отношение к материальным ценностям у старшего и младшего поколений во все времена не было одинаковым.

Продолжая анализировать проблему, А. Фенько приводит пример о том, что самая молодая группа, по социологическим опросам, хочет, не зарабатывая, много тратить. Автор признается, что такая позиция ее беспокоит.

Примеры, с помощью которых автор иллюстрирует проблему, связаны и доказывают, что люди разных поколений относятся к деньгам по-разному: серьезно или не всегда ответственно под влиянием многих негативных факторов и что этот актуальный вопрос не нужно откладывать.

Психолог называет проблему отношения людей к деньгам «одной из болевых точек нашего массового сознания». И, наверное, стоит всем задуматься, как же к ним относиться. А чтобы знать, как определять роль денег и что же все-таки существеннее в мире, как считает А. Фенько, нужна «пропаганда здорового экономического поведения». «Но реалистического отношения к деньгам у молодёжи не формирует никто: ни семья, ни школа, ни общество…»

Не согласиться с автором нельзя. А. Фенько не приводит примеров, когда деньги становятся единственной целью жизни и в корне изменяют в худшую сторону духовность человека. А я приведу именно такой аргумент. Вся жизнь молодого земского врача Старцева Дмитрия Ионыча проходила в трудах. Шли годы. Наступило время, когда для него главным смыслом жизни стали деньги. У него даже появилось развлечение, в которое он втянулся потихоньку. Он с удовольствием доставал вечером из карманов деньги, которые добыл практикой, копил их, а потом клал на счет. Познакомившись с Екатериной Ивановной Туркиной, он думал о том, что приданого дадут немало. В конце концов, жадность одолела его совсем. Ионыча, как его стали звать, ничто, кроме денег, не радовало. Итог его жизни – он одинок, ему скучно. А.П. Чехов, знакомя читателей с судьбой этого человека, хотел сказать об отрицательном влиянии денег на человека, о том, как человек перестает замечать духовную сторону жизни.

Конечно, материальные ценности имеют немалое значение в жизни. Но гораздо важнее не жажда богатства, к которому человек, порой не осознавая этого, нередко стремится, а истинное качество жизни, выражающееся в духовности.

ТЕКСТ

Тема денег представляет собой одну из болевых точек нашего массового сознания. Причём если у взрослых отношение к ним по-прежнему неоднозначное (сказываются старые нравственные установки: деньги — это нечто непристойное), то юное поколение демонстрирует реалистичный подход. «В каждом человеке в большей или меньшей степени хранится любовь к деньгам и власти», — написала отличница одной из столичных школ, где ученикам предложили сочинение на тему «Роль денег в нашей жизни».

Сегодняшние дети гораздо лучше приспособлены к рыночной экономике, чем их родители, и способны чётко объяснить, что такое дефолт и НДС, знают, какой курс доллара и евро. Но вот одного школьника публично оскорбил одноклассник. Конфликт удалось замять благодаря материальной компенсации за «моральный ущерб», и обе стороны остались довольны сделкой. Откуда взялся этот прагматизм? Денежные реформы, бешеная инфляция, стремительное обнищание одних и финансовый взлёт других — всё это происходило на глазах современных детей и стало своего рода нормой. Хорошо известно, что дети адаптируются к новым обстоятельствам быстрее и легче, чем взрослые, потому что главная задача детства — вписаться в мир.

А взрослых эта лёгкость порой пугает. Однако на практике почти всем родителям приходится решать морально-этические вопросы, когда речь заходит о карманных деньгах. Кто-то считает, что «деньги испортят ребёнка», и не даёт чаду ни копейки. Кто-то воспринимает текущие карманные расходы ребёнка как некую подачку — самый простой и удобный способ «отделаться» от него, а заодно от своих обязанностей воспитателя. Наконец, третьи предпочитают не снабжать детей определённой, чётко оговорённой суммой, а вводят систему поощрений и наказаний рублём.

Это в корне неверно. Выклянчивая у родителей деньги своим примерным поведением, ориентируясь на их настроение, ребёнок усваивает рабскую психологию просителя и приспособленца, а отнюдь не учится рыночным добродетелям — соблюдению контракта или умению планировать расходы.

Мало кто сомневается, что в цивилизованной стране должно быть всеобщее медицинское обслуживание и хорошая система образования. Но почему никто не говорит о необходимости пропаганды здорового экономического поведения? Ведь это, можно сказать, основа стабильности общества.

…Психологи изучали экономические установки современных москвичей от 17 лет до 71 года. Что касается отношения к зарабатыванию денег и их тратам, то всё зависит от возраста. Те, кому за 35, предпочитают тратить меньше, а зарабатывать больше. Москвичи помоложе выбирают модель западного потребительского общества: много зарабатывать и много тратить. А вот среди самой молодой группы опрошенных (от 17 до 24 лет) велик процент тех, кто настроен много тратить, ничего не зарабатывая сам.

И эти настроения в основном характерны для девушек. Во-первых, потому, что возрождается патриархальная модель семейного уклада. И во-вторых, молодёжь в большей степени, чем взрослые, подвержена влиянию рекламы. А та с утра до вечера призывает к одному — тратить, тратить и тратить… Но реалистического отношения к деньгам у молодёжи не формирует никто: ни семья, ни школа, ни общество… (По А.Б. Фенько)

Анна Борисовна Фенько (1919–2005 гг.) — кандидат психологических наук, психолог и журналист, преподаватель психологии.

Свежая публикация 12.11.2020. Что сближает людей? Для итогового сочинения

Свежая публикация 13.01.2021. О каких событиях людям нельзя забывать? Для итогового сочинения

Свежая публикация 20.01.2021. Сочинение ЕГЭ. «Обед прошел легко, весело…» Н.Я. Москвин. Какова роль отца в жизни детей?

Свежая публикация 22.01.2021. «Никто не вечен в мире, все уйдет, Но вечно имя доброе живет» Саади. Итоговое сочинение

Свежая публикация 24.01.2021. «Он упал на заборонованную мякоть огородной земли…» В. Быков. Сочинение ЕГЭ. В чем проявлялось стремление советских солдат победить врага?

Свежая публикация 26.01.2021. В каких случаях нужно избегать конфликтов? Для итогового сочинения

Свежая публикация 31.01.2021. Что отличает ведущего человека от ведомого? Для итогового сочинения

Свежая публикация 03.02.2021. «Что такое вообще храбрость?» В. Некрасов. Для сочинения ЕГЭ. Проблема проявления храбрости