Найти в Дзене

Вещица помещика-злодея

П. П. Соколов Охота на волка
П. П. Соколов Охота на волка

В письменных источниках остались сведения об одном персонаже из прошлого нашего края. Это был отставной полковник и богатый помещик. Описанные события происходили в конце 18 века. Автор воспоминаний не пишет его полного имени, называя его полковником Ж. Я тоже не буду, хотя установить по спискам фамилию совсем просто. Это был своеобразный пушкинский Троекуров Сердобского уезда, образец дичайшего помещика-крепостника, потерявшего людской облик от самовластной вседозволенности. Его команда псовых охотников под руководством ловчего по прозвищу Тингай выполняла любые его приказы и наводила ужас на всю округу. По команде «барщину на конь» этот помещик мог вывести отряд своих крепостных числом в двести человек, обученных и вооружённых. Само собою, что с таким размахом он чувствовал себя царём над всей округой, не боялся ни властей, ни разбойников. А над соседями-помещиками, особенно мелкопоместными, он просто измывался, как хотел. Особое удовольствие у него было споить и стравить между собою соседей на базаре или ярмарке, довести дело до кровопролития так потешиться. Однажды один из соседних помещиков, тоже отставной полковник, не стал ему подчиняться. Тогда всей своей барщиной Ж. обложил имение соседа, его людей переловил, заковал в железо и отправил к себе, а сельцо разорил. Отец автора воспоминаний спрятал несчастного у себя на дальнем хуторе и так спас от расправы.

Церковь, построенная отцом автора "воспоминаний ветерана 13-14 годов"
Церковь, построенная отцом автора "воспоминаний ветерана 13-14 годов"

Своих людей Ж. постоянно и щедро спаивал, в его усадьбе стояла винокурня и спиртное лилось рекой. Усадьба стояла над небольшой речушкой в самом высоком месте, а проезжая дорога проходила по другому берегу. Ж. установил правило, что всякий, кто проезжал по дороге, обязан был остановиться напротив его усадьбы, снимать шапку и кланяться. Сам Ж. сидел обычно на балконе и пил водку, а подручные пьянствовали внизу. Однажды по дороге проезжал священник, не знавший о порядках, заведённых в округе этим полковником Ж. Естественно, он просто проехал мимо, никому не кланяясь. Ж. приказал Тингаю догнать священника. Несчастного привели в усадьбу, затолкали в бочку и сбросили с обрыва в реку. Священник был убит. Приехавшему расследовать дело исправнику Ж. заплатил триста рублей ассигнациями и приказал убираться вон, пока жив. Такие вот нравы царили в российской глубинке…

Обуздать этого злодея смогли позднее только дворяне, прошедшие войну 1812 года. Наступил новый век, с понятиями о чести и достоинстве.

Лет десять тому назад нашёл я место, где стояла усадьба того злодея-помещика. Судя по всему, усадьба когда-то сгорела, а потом ещё раз сгорели уже вновь построенные на этом месте дома. Бурьян, клещи, мусорка – всё, как обычно… По слухам, поднимали в этом месте екатерининское серебро, даже рубли, но оплавленные. Единственный предмет из века восемнадцатого, мне доставшийся на этом месте – вот эта медная рюмка. Символично. Вполне возможно, из неё, сидя на балконе, помещик-негодяй водочку и попивал. Такая вот история одной находки.

Медная рюмка
Медная рюмка
-4