Музыкальный критики расшифровал ДНК русской поп-культуры
Большинство россиян сегодня ругают российскую эстраду за цирковые, откровенные образы и безголосость артистов. Меломаны слушают Уитни Хьюстон и мечтают о появлении в России талантов такого уровня. Музыкальный критики Сергей Соседов считает, что это невозможно из-за корневой особенности мелодики российского человека. «Киноамнезия» вместе с Соседовым расшифровали эту особенность нашего музыкального ДНК.
Народницы против джаз-культуры
Итак, кто в России последние сто лет был двигателем музыки? Кого слушало большинство, кому рукоплескали вожди, а люди одаривали цветами? Это были представительницы народного жанра. Звездой считается народная артистка РСФСР Лидия Русланова. Она на фронтах Великой Отечественной войны исполняла знаменитые «Валенки», «На Муромской дорожке» и т.д. Русланова яркий представитель исконно российской музыки, чуждой Западу, но близкой нам.
«Русланова - представительница фольклорной традиции нашей страны. Открытый звук, песни частушечного плана, лихость, удаль. Рядом с Руслановой можно поставить только Людмилу Зыкину, тоже певицу-бриллиант нашего народа. К этим двум звездам уже просто не подобраться», - отметил Соседов.
И если в России жанр современной поп-музыки базируется именно на фундаменте, который выстроили для него народницы, то в США было все по-другому. Там двигателем музыки были джаз и блюз.
За последние сто лет джаз сильно видоизменился, породив десятки музыкальных течений. В 1930-х годах его пытался исполнять Леонид Утесов со своим ансамблем. Но в этом исполнении все равно присутствовала корневая мелодика русского фольклора. Был вроде бы и джаз, но с очень русским акцентом.
Современное значение джазовой музыки появилось в 1950-х годах, когда он соединил воедино музыкальные стили всех временных периодов. Большинству разновидностей жанра свойственен свинг, вокальная экспрессия, импровизация, опора на риффы, использование ладов с блюзовыми нотами.
Эта манера исполнения немного чуждая русскому человеку. Да, она манит, но, чтобы не подражать, а исполнять на уровне, человек должен воспитываться в иной музыкальной культуре и иметь иное музыкальное ДНК.
Аналогичная ситуация и с блюзом. Его характерной особенностью является использование блюзового лада, включающего в себя пониженные III, V и VII ступени. Часто музыка строится по структуре «вопрос — ответ», выраженная как в лирическом наполнении композиции, так и в музыкальном, зачастую построенном на диалоге инструментов между собой. Блюз является импровизационной формой музыкального жанра, где в композициях зачастую используют только основной опорный «каркас», который обыгрывают солирующие инструменты. Исконная блюзовая тематика строится на чувственной социальной составляющей жизни афроамериканского населения, его трудностях и препятствиях, возникающих на пути каждого темнокожего человека.
Получается, что на уровне ДНК джаз и блюз чужды нам. Наши певцы чувствуют себя комфортно в народном исполнении. Им проще исполнять эдакие поп-частушки, чем играть голосами, как афроамериканские певцы.
Запрос на русский фольк
С этим на 100% согласен Соседов. «Сегодня существует в России запрос на фольк-культуру. Поэтому появляются такие исполнительницы как Мария Девятова, Варвара, Пелагея. Это не народная музыка, так сегодня в народе не поют. Но это стилизация под народный жанр, который близок нашему человеку. Поэтому мы восторгаемся этим творчеством. Это звучит неплохо», - уточнил Соседов.
Он считает, было бы странно если бы в России появились певицы уровня Уитни Хьюстон, которая воспитывалась в джазовой и блюзовой культуре, как ее родители, бабушки, прабабушки. Это другой культурный код. По этой же причине, подчеркнул Соседов, не стоит ожидать в России появления вторых Луи Армстронга или Скотта Фицджеральда.
«Было бы странно, с другой стороны, если бы в США или Европе появились вторые Зыкины и Руслановы. Различие в культурах колоссальное. У нас есть свои бриллианты. Их и нужно развивать», - уточнил Соседов.
Вопрос в другом. Где они?
Алиса Игнатьева на шоу «Голос» в 2014 году исполнила «Белым снегом». Голос Игнатьевой звучал в привычной для слушателя народной манере, поэтому затронул россиян за живое. На YouTube выступление певицы посмотрели более 4 млн пользователей, десятки тысяч восторженных комментариев. Казалось бы, вот она новая звезда российской эстрады, но где она?
Игнатьева отметила, что выпускники «Голоса», как и молодые авторы, не могут прорваться через информационную блокаду. «У меня была возможность после шоу работать с продюсером. Но я не захотела превращаться в условный клон Бузовой. Мне ближе мое творчество и народный жанр», - отметила Игнатьева.
По мнению продюсеров, сегодня иметь хороший голос – недостаточное условие для успеха на российской, так и мировой эстраде. Сам исполнитель должен быть хорошим менеджером. Сегодня записать одну песню стоит 200-300 тыс. рублей. Таких средств у многих певцов нет, поэтому они записывают трек за 20-30 тыс. рублей, который больше похож на выступление в сельском ДК пусть и в хорошем исполнении. Такая самодеятельность радиостанциям не интересна и трек не попадает в ротации.
Почему голоса хорошо звучат на шоу «Голос»? Для артистов подбирают подходящую аранжировку. В самостоятельном плаванье певцам не хватает умения, а главное денег, чтобы добиться успеха. И это еще одна причина, почему в России невозможно появление второй Уитни Хьюстон. Сегодня поют те, у кого есть деньги. Эстрада превратилась в бизнес-шоу и это еще одна реальность русского музыкального мира, с которой просто нужно смириться.
«Киноамнезия» желает вам здоровья. Не болейте! И ждите еще много ностальгически-драйвовых материалов о нашей с вами культурной жизни!