Найти тему
Киноамнезия

Cоседов объяснил, почему на "Песне Года" никогда не выступит вторая Уитни Хьюстон

Музыкальный критики расшифровал ДНК русской поп-культуры

Большинство россиян сегодня ругают российскую эстраду за цирковые, откровенные образы и безголосость артистов. Меломаны слушают Уитни Хьюстон и мечтают о появлении в России талантов такого уровня. Музыкальный критики Сергей Соседов считает, что это невозможно из-за корневой особенности мелодики российского человека. «Киноамнезия» вместе с Соседовым расшифровали эту особенность нашего музыкального ДНК.

Мы не увидим на "Песни года" второй Уитни Хьюстон
Мы не увидим на "Песни года" второй Уитни Хьюстон

Народницы против джаз-культуры

Итак, кто в России последние сто лет был двигателем музыки? Кого слушало большинство, кому рукоплескали вожди, а люди одаривали цветами? Это были представительницы народного жанра. Звездой считается народная артистка РСФСР Лидия Русланова. Она на фронтах Великой Отечественной войны исполняла знаменитые «Валенки», «На Муромской дорожке» и т.д. Русланова яркий представитель исконно российской музыки, чуждой Западу, но близкой нам.

«Русланова - представительница фольклорной традиции нашей страны. Открытый звук, песни частушечного плана, лихость, удаль. Рядом с Руслановой можно поставить только Людмилу Зыкину, тоже певицу-бриллиант нашего народа. К этим двум звездам уже просто не подобраться», - отметил Соседов.

И если в России жанр современной поп-музыки базируется именно на фундаменте, который выстроили для него народницы, то в США было все по-другому. Там двигателем музыки были джаз и блюз.

За последние сто лет джаз сильно видоизменился, породив десятки музыкальных течений. В 1930-х годах его пытался исполнять Леонид Утесов со своим ансамблем. Но в этом исполнении все равно присутствовала корневая мелодика русского фольклора. Был вроде бы и джаз, но с очень русским акцентом.

Современное значение джазовой музыки появилось в 1950-х годах, когда он соединил воедино музыкальные стили всех временных периодов. Большинству разновидностей жанра свойственен свинг, вокальная экспрессия, импровизация, опора на риффы, использование ладов с блюзовыми нотами.

Эта манера исполнения немного чуждая русскому человеку. Да, она манит, но, чтобы не подражать, а исполнять на уровне, человек должен воспитываться в иной музыкальной культуре и иметь иное музыкальное ДНК.

Аналогичная ситуация и с блюзом. Его характерной особенностью является использование блюзового лада, включающего в себя пониженные III, V и VII ступени. Часто музыка строится по структуре «вопрос — ответ», выраженная как в лирическом наполнении композиции, так и в музыкальном, зачастую построенном на диалоге инструментов между собой. Блюз является импровизационной формой музыкального жанра, где в композициях зачастую используют только основной опорный «каркас», который обыгрывают солирующие инструменты. Исконная блюзовая тематика строится на чувственной социальной составляющей жизни афроамериканского населения, его трудностях и препятствиях, возникающих на пути каждого темнокожего человека.

Получается, что на уровне ДНК джаз и блюз чужды нам. Наши певцы чувствуют себя комфортно в народном исполнении. Им проще исполнять эдакие поп-частушки, чем играть голосами, как афроамериканские певцы.

Запрос на русский фольк

С этим на 100% согласен Соседов. «Сегодня существует в России запрос на фольк-культуру. Поэтому появляются такие исполнительницы как Мария Девятова, Варвара, Пелагея. Это не народная музыка, так сегодня в народе не поют. Но это стилизация под народный жанр, который близок нашему человеку. Поэтому мы восторгаемся этим творчеством. Это звучит неплохо», - уточнил Соседов.

Музыкальный критик Соседов уверен, что нужно учитывать музыкальное ДНК россиян при построении теорий о музыке
Музыкальный критик Соседов уверен, что нужно учитывать музыкальное ДНК россиян при построении теорий о музыке

Он считает, было бы странно если бы в России появились певицы уровня Уитни Хьюстон, которая воспитывалась в джазовой и блюзовой культуре, как ее родители, бабушки, прабабушки. Это другой культурный код. По этой же причине, подчеркнул Соседов, не стоит ожидать в России появления вторых Луи Армстронга или Скотта Фицджеральда.

«Было бы странно, с другой стороны, если бы в США или Европе появились вторые Зыкины и Руслановы. Различие в культурах колоссальное. У нас есть свои бриллианты. Их и нужно развивать», - уточнил Соседов.

В США невозможно появление второй Лидии Руслановой
В США невозможно появление второй Лидии Руслановой

Вопрос в другом. Где они?

Алиса Игнатьева на шоу «Голос» в 2014 году исполнила «Белым снегом». Голос Игнатьевой звучал в привычной для слушателя народной манере, поэтому затронул россиян за живое. На YouTube выступление певицы посмотрели более 4 млн пользователей, десятки тысяч восторженных комментариев. Казалось бы, вот она новая звезда российской эстрады, но где она?

Игнатьева отметила, что выпускники «Голоса», как и молодые авторы, не могут прорваться через информационную блокаду. «У меня была возможность после шоу работать с продюсером. Но я не захотела превращаться в условный клон Бузовой. Мне ближе мое творчество и народный жанр», - отметила Игнатьева.

По мнению продюсеров, сегодня иметь хороший голос – недостаточное условие для успеха на российской, так и мировой эстраде. Сам исполнитель должен быть хорошим менеджером. Сегодня записать одну песню стоит 200-300 тыс. рублей. Таких средств у многих певцов нет, поэтому они записывают трек за 20-30 тыс. рублей, который больше похож на выступление в сельском ДК пусть и в хорошем исполнении. Такая самодеятельность радиостанциям не интересна и трек не попадает в ротации.

Светская львица Алена Кравец стала российской певицей после  выхода замуж за успешного бизнесмена
Светская львица Алена Кравец стала российской певицей после выхода замуж за успешного бизнесмена

Почему голоса хорошо звучат на шоу «Голос»? Для артистов подбирают подходящую аранжировку. В самостоятельном плаванье певцам не хватает умения, а главное денег, чтобы добиться успеха. И это еще одна причина, почему в России невозможно появление второй Уитни Хьюстон. Сегодня поют те, у кого есть деньги. Эстрада превратилась в бизнес-шоу и это еще одна реальность русского музыкального мира, с которой просто нужно смириться.

«Киноамнезия» желает вам здоровья. Не болейте! И ждите еще много ностальгически-драйвовых материалов о нашей с вами культурной жизни!