Найти тему
Юлия Никитина

Дизартия. Особенности работы с особыми детьми

Дизартрия — это нарушение произношения звуков и просодики, в следствие недостаточного снабжения органов и тканей нервами, обеспечивающими связь с центральной нервной системой мышц речевого аппарата.

Из-за недостаточного снабжения мышц артикуляционного, голосового, дыхательного аппарата нервами, нарушается не только звукопроизношение, но также голос и речевое дыхание. При дизартрии нарушается именно двигательный механизм речи из-за органического поражения центральной нервной системы. Структуру данного речевого дефекта составляет нарушение всей произносительной части речи.

К устранению дизартрии необходимо подходить комплексно, воздействуя на ребенка со всех сторон и подключая разных специалистов.

Первый комплекс — медицинский, который определяет врач — невролог. Кроме медикаментозных средств, назначается также нейро гимнастика, массаж, рефлексотерапия, физиотерапия и другие.

-2

Второй комплекс — психолого-педагогический. Основными направлениями этого комплекса являются: развитие сенсорных функций.

  • Развивая слуховое восприятие, формируется база для развития фонематического слуха.
  • Развивая зрительное восприятие, предупреждаем графические ошибки на письме. Используя это направление, развивают и стереогноз (способность распознать привычные предметы на ощупь, определить их форму, характер поверхности, размер.)
  • Кроме развития сенсорных функций психолого — педагогический комплекс должен включать в себя упражнения по развитию и коррекции пространственных представлений, конструктивной логики, графических навыков, памяти, мышления.
-3

Третий комплекс — логопедическая работа, которую следует проводить в индивидуальном порядке. Учитывая всю сложность дефекта при дизартрии, логопедическую работу рекомендуется планировать по следующим этапам.
Первый этап работы — подготовительный, который в свою очередь ставятся такие задачи как нормализация мышечного тонуса мимической и артикуляционной мускулатуры. На данном этапе рекомендовано проведение логопедического массажа.

  • Нормализация моторики артикуляционного аппарата. С этой целью проводятся различные приёмы артикуляционной гимнастики. Пассивные упражнения, выполняемые самим логопедом, направлены на формирование ощущение движения, восприятие движения и положения артикуляционного аппарата и отдельных его частей. Активная артикуляционная гимнастика, постепенно усложняется, и добавляются функциональные нагрузки. Такого плана артикуляционная гимнастика направлена на закрепление движений и положения артикуляционного аппарата, а также на улучшение качеств артикуляционных движений.
-4
  • Нормализация голоса. С этой целью проводятся голосовые упражнения, которые направлены на вызывание громкого голоса и на модуляции голоса по высоте и силе.
  • Нормализация речевого дыхания. С этой целью логопед проводит кратковременные упражнения по выработке более длительного, плавного выдоха.
  • Нормализация просодики. Просодика − важная составляющая правильной и красивой речи. Именно ее сформированность и делает речь выразительной. У детей с дизартрией это такие нарушения, как тихий и немодулированный голос, нарушения темпа речи и тембра голоса, бедные интонации, плохая разборчивость речи, отсутствие пауз и логических ударений и др. симптомы просодики.
  • Нормализация мелкой моторики рук. Выполнение пальчиковой гимнастики, направленная на выработку тонких, движений в пальцах обеих рук.
-5
Все эти упражнения постепенно усложняются и дополняются.

Вторым этапом логопедической работы при дизартрии является выработка новых произносительных умений и навыков.Направления второго этапа логопедической работы проводятся на фоне упражнений, перечисленных в первом этапе, но более сложных. Выработка основных артикуляционных укладов, (дорсального, какуминального, альвеолярного, нёбного). Каждая из этих позиций определяет соответственно артикуляции свистящих, шипящих, сонорных и нёбных звуков. Овладев в первом этапе рядом упражнений артикуляционного гимнастики, на втором этапе переходим к серии последовательных движений, выполняемых чётко, утрированно, с опорой на зрительный, слуховой, кинестетический контроль.

-6

Определение последовательности работы по коррекции звукопроизношения. При дизартрии у детей, в зависимости от симптоматики в артикуляционной области, от степени её выраженности, индивидуально определяют последовательность работы над звуками. В большинстве случаев придерживаются традиционного порядка постановки звуков, рекомендовано начинать постановку с нарушенных свистящих звуков. Работая по коррекции звукопроизношения при дизартрии, следует вызывать ту группу звуков, артикуляционный уклад которых «созрел» прежде всего. И это могут быть даже более трудные звуки, например: альвеолярной позиции — р , р, а свистящие будут позже, «созревания» дорсальной позиции (являющейся для детей одной из сложных).
Развитие фонематического слуха. Под фонематическим слухом подразумевается способность ребёнка выделять и различать фонемы родного языка.

-7

Автоматизация звука, является самым сложным направлением работы на втором этапе. Часто в практике логопеды сталкиваются с тем, что изолированно дети произносят все звуки правильно, а в речевом потоке звуки теряются, произносятся искажённо.

Третий этап логопедической работы посвящается выработке коммуникативных умений и навыков.
Одним из наиболее сложных направлений работы, является формирование у ребёнка навыков самоконтроля. Нередко логопеды сталкиваются с ситуацией, когда ребёнок в условиях кабинета, в контакте с логопедом демонстрирует в речи приобретённые навыки. Но при смене обстановки, в присутствии других лиц навык, казавшийся прочным, исчезает, ребёнок возвращается к прежнему стереотипному произношению. Для выработки коммуникативных навыков необходима активная позиция ребёнка, его мотивация к улучшению речи.
Более традиционным направлением на этом этапе является введение звука в речь в учебной ситуации (заучивание стихов, составление предложений, рассказы, пересказы и т. п.) Специфическим направлением данного этапа является включение в лексический материал просодических средств: различных интонаций , модуляций голоса по высоте и силе, изменения темпа речи и тембра голоса, определения логического ударения, соблюдения пауз, и др.

-8

Четвёртый этап логопедической работы носит название — предупреждение или преодоление вторичных нарушений при дизартрии.
Имея в виду профилактику вторичных нарушений, следует обеспечить раннюю диагностику дизартрии, а также организовать раннюю коррекционную работу. Выработаны технологии коррекционной работы с детьми группы риска по дизартрии в разные возрастные периоды.

Однако реализация профилактической работы проводится с детьми, имеющими тяжёлую органическую патологию в условиях стационара. Большинство же детей группы риска по дизартрии (лёгкой степени), имеющих в анамнезе в первый год жизни диагноз невропатолога ПЭП (перинатальная энцефалопатия). К концу первого года жизни диагноз ПЭП невролог снимает. И только при диспансерном обследовании логопед поликлиники, при тщательном обследовании видит симптомы МДР (минимальных дизартрических расстройств).

-9

Эти симптомы влекут за собой вторичные нарушения в формировании языковых средств (лексики, грамматики). Следствием недостаточной профилактики вторичных нарушений, является большое число детей с дизартрией, осложнённой либо ОНР, либо ФФН.

Пятый этап логопедической работы — подготовка ребёнка с дизартрией к обучению в школе. Основными направлениями логопедической работы являются: формирование графомоторных навыков, психологической готовности к обучению, профилактика дисграфических ошибок.

-10

Дизартрия не приговор. Восстановление речи возможно, это абсолютно реальная цель. Но вам необходимо настроиться на долгую и кропотливую работу профессионалов, и родителей. Вашим детям очень повезло, что у них есть такие родители как вы, которые готовы за них бороться и побеждать!