Кто такой Гассан Абдурахман ибн Хоттаб, так или иначе, знают все. Даже если кто-то и не читал знаменитую повесть-сказку (неважно, в каком именно издании, а их было, как минимум два) или не смотрел одноимённую классическую киноверсию (не путать с современным фильмом "}{0ТТ@БЬ)Ч"), то он всё равно знаком с этим именем, разумеется, в его русском варианте - Хоттабыч. Чем же примечательно это произведение?
Вспомним другой роман-сказку Николая Носова "Незнайка на Луне". В нём вполне ясно и доступно показываются все "прелести" общества капитализма. Не той красивой картинки, которую нам начали показывать со второй половины 80-х годов прошлого века, а настоящего капитализма - жестокого и безжалостного. Многое из того, что написано в книге, мы сейчас можем наблюдать вокруг себя. Вот, к примеру:
"...От злости Клопс чуть не подскочил на своих коротеньких ножках.
– Ну, я тебе покажу, ты у меня попляшешь! – закричал он. – Ты разве не видел, что здесь частная собственность?
– Какая такая частная собственность?
– Ты что, не признаешь, может быть, частной собственности? – спросил подозрительно Клопс.
– Почему не признаю? – смутился Незнайка. – Я признаю, только я не знаю, какая это собственность! У нас нет никакой частной собственности. Мы все сеем вместе, и деревья сажаем вместе, а потом каждый берет, что кому надо. У нас всего много.
– Где это у вас? У кого это у вас? Чего у вас много? Да за такие речи тебя надо прямо в полицию! Там тебе покажут! Там ты попляшешь! – разорялся Клопс, размахивая руками и не давая Незнайке сказать ни слова..."
Ну, допустим, частной собственностью уже никого не удивишь. А вот представить мир, где не существует денег, уже практически невозможно:
"...Насытившись, Незнайка почувствовал себя счастливым и добрым. От радости ему хотелось запеть или сделать кому-нибудь что-нибудь очень приятное. Он сидел за столом, слушал музыку, смотрел на танцующих, разглядывал сидевших за соседними столами лунатиков. Все они оживленно беседовали между собой и весело смеялись. У всех были добрые, приветливые лица. И этот черненький коротышка, который приносил Незнайке еду, тоже очень приветливо поглядывал на него.
"Что ж, здесь вполне хорошо! – благодушно подумал Незнайка. – Видно, и на Луне живут добрые коротышки!"
Все, что произошло с ним до этого, стало казаться ему каким-то недоразумением или нелепым сном, о котором не стоит и вспоминать.
Поднявшись из-за стола и помахав официанту издали на прощание ручкой. Незнайка отправился дальше, но официант быстро догнал его и, вежливо улыбнувшись, сказал:
– Вы забыли, дорогой друг, о деньгах.
– О чем? – с приятной улыбкой переспросил Незнайка.
– О деньгах, дорогой друг, о деньгах!
– О каких, дорогой друг, деньгах?
– Ну, вы же должны, дорогой друг, заплатить деньги.
– Деньги? – растерянно произнес Незнайка. – А что это, дорогой друг? Я, как бы это сказать, впервые слышу такое слово.
Улыбка моментально соскочила у официанта с лица. Он даже как-то неестественно побледнел от злости.
– Ах вот что! – пробормотал он. – Впервые слышишь такое слово? Ну это тебе не пройдет так!.."
Ну, а вот такие рассуждения о современном искусстве и вовсе никого не удивят:
"...От нечего делать Незнайка часто смотрел на висевшую на стене картину с непонятными кривульками и загогулинками и все силился понять, что на ней нарисовано.
– Ты, братец, лучше на эту картину не смотри, – говорил ему Козлик. Не ломай голову зря. Тут все равно ничего понять нельзя. У нас все художники так рисуют, потому что богачи только такие картины и покупают. Один намалюет такие вот загогулинки, другой изобразит какие-то непонятные закорючечки, третий вовсе нальет жидкой краски в лохань и хватит ею посреди холста, так что получится какое-то несуразное, бессмысленное пятно. Ты на это пятно смотришь и ничего не можешь понять – просто мерзость какая-то! А богачи смотрят да еще и похваливают. "Нам, говорят, и не нужно, чтоб картина была понятная. Мы вовсе не хотим, чтоб какой-то художник чему-то там нас учил. Богатый и без художника все понимает, а бедняку и не нужно ничего понимать. На то он и бедняк, чтоб ничего не понимать и в темноте жить..."
Ну, а вот это и вовсе понятно. как дважды два:
"...– К чему же богачам столько денег? – удивился Незнайка. – Разве богач может несколько миллионов проесть?
– "Проесть"! – фыркнул Козлик. – Если бы они только ели! Богач ведь насытит брюхо, а потом начинает насыщать свое тщеславие.
– Это какое тщеславие? – не понял Незнайка.
– Ну это когда хочется другим пыль в нос пустить. Например, один богач построит себе большой дом, а другой посмотрит и говорит: "Ах, ты такой дом построил, а я отгрохаю вдвое больше!" Один заведет себе повара да лакея, а другой говорит: "Ну так я себе заведу не только повара и лакея, а еще и швейцара". Один наймет целый десяток слуг, а другой говорит: "Ну так я найму два десятка, да еще сверх того пожарника в каске у себя во дворе под навесом поставлю". Один заведет три автомобиля, другой тут же заведет пять. Да еще и хвастает: "Я, говорит, лучше его. У него только три автомобиля, а у меня целых пять". Каждому, понимаешь, хочется показать, будто он лучше других, а так как ум, доброта, честность у нас ни во что не ценятся, то хвалятся друг перед другом одним лишь богатством. И тут уж никакого предела нет. Тщеславие такая вещь: его ничем не насытишь. Я сам, братец, изведал, какая это скверная штука. Я ведь не всегда бедняком был. Правда, я и богачом не был. Просто у меня постоянная работа была. Я тогда на завод поступил и зарабатывать стал прилично. Даже на черный день начал деньги откладывать, на тот случай, значит, если снова вдруг безработным стану..."
И таких примеров из книги можно ещё привести очень много. К сожалению, очень многие не восприняли изложенное в ней всерьёз. Я и сам помню, что воспринимал "Незнайку на Луне" как сказку,которая не может стать реальностью. А произошло так, что мы в эту сказку попали. И вспомнили, что сказки могут быть и страшными. А ещё поняли, что самое страшное - это когда такие сказки становятся реальностью.
Но вернёмся к "Старику Хоттабычу". Дело в том, что его предназначение аналогично таковому у "Незнайки на Луне", Вот что сказал об этом сам автор в предисловии к книге:
"...В книге "Тысяча и одна ночь" есть "Сказка о рыбаке". Вытянул
рыбак из моря свои сети, а в них - медный сосуд, а в сосуде -
могучий чародей, джинн. Он был заточен в нем без малого две
тысячи лет. Этот джинн поклялся осчастливить того, кто выпустит его на волю: обогатить, открыть все сокровища земли, сделать могущественнейшим из султанов и сверх всего выполнить еще три его желания.
Или, например, "Волшебная лампа Аладдина". Казалось бы, ничем
не примечательная старая лампа, можно сказать даже - просто утиль.
Но стоило только потереть её - и вдруг неведомо откуда
возникал джинн и выполнял любые, самые невероятные желания ее
владельца. Вам угодны редчайшие яства и пития? Пожалуйста.
Сундуки, по самые края наполненные золотом и драгоценными
камнями? Готово. Роскошный дворец? Сию же минуту. Превратить
вашего недруга в зверя или гада? С превеликим удовольствием.
Предоставить такому чародею по собственному вкусу одарить
своего повелителя - и снова посыпались бы все те же
драгоценные сундуки, все те же султанские дворцы в личное
пользование.
По понятию джиннов из старинных волшебных сказок и тех, чьи
желания они в этих сказках выполняли, это и было самое полное
человеческое счастье, о котором только и можно было мечтать.
Сотни и сотни лет прошло с тех пор, как впервые были
рассказаны эти сказки, но представления о счастье долго еще
связывались, а в капиталистических странах у многих людей и по
сей день еще связываются с сундуками, битком набитыми золотом и
бриллиантами, с властью над другими людьми.
Ах, как мечтают те люди хоть о самом завалящем джинне из
старинной сказки, который явился бы к ним со своими дворцами,
сокровищами! Конечно, думают они, любой джинн, проведший две
тысячи лет в заточении, поневоле отстал бы от жизни. И
возможно, что дворец, который он преподнесет в подарок, будет
не совсем благоустроен с точки зрения современных достижений
техники. Ведь архитектура со времен калифа Гарун-аль-Рашида так
шагнула вперед! Появились ванные комнаты, лифты, большие,
светлые окна, паровое отопление, электрическое освещение... Да
ладно уж, стоит ли придираться! Пусть дарит такие дворцы, какие
ему заблагорассудится. Были бы только сундуки с золотом и
бриллиантами, а остальное приложится: и почёт, и власть, и
яства, и блаженная, праздная жизнь богатого "цивилизованного"
бездельника, презирающего всех тех, кто живет плодами своих
трудов. От такого джинна можно и любое огорчение стерпеть. И не
беда, если он не знает многих правил современного общежития и
светских манер и если он иногда и поставит тебя в скандальное
положение. Чародею, швыряющемуся сундуками с драгоценностями,
эти люди все простят.
Ну, а что, если бы такой джинн да вдруг попал в нашу страну,
где совсем другие представления о счастье и справедливости, где
власть богачей давно и навсегда уничтожена и где только честный
труд приносит человеку счастье, почёт и славу?
Я старался вообразить, что получилось бы, если бы джинна
спас из заточения в сосуде самый обыкновенный советский
мальчик, такой, каких миллионы в нашей счастливой
социалистической стране..."
Мы не будем сейчас рассуждать о том, что, к сожалению, построить такую счастливую страну, пока что не получилось. Просто постараемся понять, что писатель описывает те самые мечты и стремления (если только такие возвышенные эпитеты тут уместны) о богатстве, счастье и почёте, которые считаются сейчас вполне нормальными. Многие не отказались бы от бывшего слуги Сулеймана-ибн-Дауда, мир с ними обоими (С).
А ведь "Старик Хоттабыч" - это не единственное произведение писателя. В 1962 году он написал повесть "Майор Велл Эндью", посвященную теме коллаборационизма. Эта очень сильная вещь создана. как некое дополнение романа Герберта Уэллса "Война миров". Вот один из диалогов героев Уэллса:
"... - Быть может, марсиане воспитают из некоторых людей своих любимчиков, обучат их разным фокусам, кто знает! Быть может, им вдруг станет жалко какого-нибудь мальчика, который вырос у них на глазах и которого надо зарезать. Некоторых они, быть может, научат охотиться за нами...
- Нет! - воскликнул я. - Это невозможно. Ни один человек...
- Зачем обманывать себя? - перебил артиллерист. - Найдутся люди, которые с радостью будут это делать. Глупо думать, что не найдется таких.
Я не мог не согласиться с ним..."
Главные герой книги Лагина, тот самый майор Велл Эндью попадает в плен к марсианам и очень быстро уясняет себе то положение в котором оказался. Видя, что марсиане употребляют людей в пищу и желая любой ценой спасти свою жизнь, он прилагает огромные усилия для налаживания контакта с марсианами и это ему удаётся, после чего, он сообщает им сведения о полке, которым командует его старый друг, и который был направлен для борьбы с марсианами, причём имел немалые шансы на успех, основанные на внезапности действий и скрытности позиций. Предательство майора приводит к полному уничтожению полка, а сам майор обретает у марсиан статус этакого Hilfswilliger - добровольного помощника. Именно так таких типов называли в Вермахте, сокращённо - хиви. И он имел все шансы неплохо жить при новых хозяевах Земли, вот только они передохли, оказавшись бессильными против земных бактерий, а он сам, будучи лишённым возможности самостоятельно выбраться из треножника, загнулся от жажды.
А в 1951 году Лагин создаёт совершенно замечательную вещь - роман "Остров Разочарования". Я не буду пересказывать его сюжет - желающие без труда найдут и прочтут его - обрисую только одну сюжетную линию. Действие происходит в 1944 году. Капитан-лейтенант советского Военно-Морского Флота Константин Егорычев находится в составе дипломатической миссии и направляется в Соединённые Штаты. Судно подвергается торпедному удару с подлодки кригсмарине и почти сразу тонет. Спаслись только те люди, которые в момент удара находились на палубе. Таким образом, вместе с Егорычевым на спасательном плоту оказываются капитан армии США Роберт Фламмери, майор британской армии Эрнест Цератод, а также американский журналист Джон Мообс и английский кочегар Сэмюэль Смит. Все дальнейшие события, поскольку книга была написана в период первого витка Холодной войны, представляют собой аллегорию внешнеполитических событий того времени.
А самое занимательное - это то, что в этой книге можно поменять время действия на, скажем 2014 год и изменить несколько деталей антуража - мотивы, слова и поступки англосаксов останутся теми же самыми.
Ничего не изменилось!
Как говорится, сказка - ложь, да в ней намёк...
Всем добра! И берегите себя!