Если назвать имя Березняка Евгения Степановича, многие просто недоуменно пожмут плечами, поскольку это имя им не скажет ровным счетом ничего. Если сказать, что фото его представлено в зале боевой славы в Генштабе Минобороны РФ, у тех же людей появится уже некоторый интерес. Многие даже могут заинтересоваться, за какие заслуги его туда поместили. Однако если назвать всего лишь 2 слова «майор Вихрь», очень многие, особенно любители творчества Юлиана Семенова (кто ж не вспомнит хотя бы его «17 мгновений весны» и легендарного Штирлица), сразу поймут, о ком именно идет речь. Ведь Березняк Е.С. и майор Вихрь – это одна и та же личность, один из тех, кого заслуженно можно назвать героем войны. Именно Юлиан Семенов играл особую роль в создании фильма режиссера Е.Ташкова, получившего название «Майор Вихрь». И именно Березняку был этот фильм посвящен, пусть в конце главный герой и спасает польский Краков только ценой собственной жизни.
Теперь зовите меня «Михайлов»
Евгений Степанович Березняк, явившийся образом, с которого Семеновым был еще при его жизни списан герой его произведения и фильма, закончил войну капитаном. Однако много позже уже с 1997 и до 2005 годов последовательно получил все следующие звания, вплоть до генерал-майора. Всю свою жизнь Березняк посвятил педагогическому применению своих навыков, ведь еще до войны он окончил педагогический институт, и о других специальностях, кроме педагога, никогда не помышлял.
Когда началась война, Березняк, поддавшись на уговоры сотрудников НКВД, устроился счетоводом в одну из фирм, которые занимались поставками ГСМ из Румынии на Восточный фронт. Его знание немецкого языка оказало ему существенную помощь в организации жизни (одной ее стороны) в оккупированном Днепропетровске. Другой стороной его жизни была его деятельность в качестве члена подпольной организации. У него в подчинении была целая группа таких же подпольщиков, которые всюду раскидывали листовки, а также занимались сбором и дальнейшей передачей информации о поставках ГСМ.
В 1943 году, когда родной Днепропетровск был освобожден, Березняк был переведен в московскую школу, занимавшуюся подготовкой разведчиков. Ему был присвоен оперативный псевдоним «Михайлов», а собственную фамилию рекомендовали забыть. В течение полугода он проходил обучение в школе ГРУ. На 20 будущих разведчиков приходилось не менее 100 преподавателей, которые обучали инструктируемых всему, что могло пригодиться в будущей деятельности. Березняк и другие ученики обучались владению всеми видами стрелкового и холодного оружия, ориентировке на местности, навыкам десантирования с воздуха или воды. Отдельной обучающей программой выступало обучение шифрованию и расшифровке, а также изучению специфических черт Вермахта, в том числе в неформальной обстановке.
Выпускные экзамены в школе ГРУ
Выпускные экзамены представляли собой нечто. Будущий разведчик должен был легализоваться по поддельным документам в Москве, устроиться там на работу, любым способом узнать информацию, которая могла бы представлять определенный интерес для вражеского лазутчика. В случае провала операции своего внедрения, расшифровать себя разрешалось только в случае вынесения приговора по расстрельной статье. Сотрудники госбезопасности не были поставлены в известность о проводящемся экзамене и действовали в соответствии с протоколом. Провалившемуся же «студенту» разрешалось раскрыть свою личность и предоставить телефон для проверки правдивости его сведений, только в момент, когда ему предоставлялось последнее слово перед расстрелом. Если же расстрел не предполагался, до самого момента отправки в лагерь разведчик должен был полагаться исключительно на свои знания и умения. Березняк сдал свой экзамен, максимально приближенный к реальным условиям на «отлично». Умело внедряясь в компании, где не слишком следили за своими языками, он в течение 2 недель являлся сотрудником табачной фабрики «Дукат», где выяснял, куда и в каком количестве фабрикой отгружаются папиросы и табак.
Разведывательно-диверсионная деятельность в годы ВОВ и спасенный Краков
В июне 1944 года «Михайлов» был передан в состав разведывательной группы 1 Украинского Фронта, которая носила имя «Голос». Группа натаскивалась на свои будущие действия в городе Краков, являвшемся тогда входом на территорию Силезии, с ее огромными запасами угля, металлов и крупнейшей железнодорожной веткой.
Трое разведчиков из группы (в их числе и Березняк) были отправлены в Краков, но десант состоялся в 120 км от планируемой точки, и разведчики потеряли друг друга. На пути к Кракову Березняк был схвачен жандармами и передан в хищные лапы «Гестапо». Дальнейшие события весьма точно изображены в фильме, о котором уже упоминалось выше. Выдав себя за простого связного, Березняку удалось провести допрашивавших его гестаповцев и на «очной ставке» он совершил побег. Встретившись с двумя своими коллегами, Березняк следующие полгода выполнял полученное боевое задание.
За эти полгода группа из разведывательной превратилась в разведывательно-диверсионную. Членами группы были предприняты несколько операций, в результате которых, в частности было узнано о полном минировании Кракова. Благодаря успешной наводке группы, части 1 Украинского фронта обошли Краков и свалились на оставшихся для подрыва города немцев с тыла. От взрыва был спасен и исторический памятник, сам город Краков, и многие тысячи его жителей.
А в награду за свою успешную деятельность, как это часто случалось, Березняк попал в лагерь НКВД и допрашивавший его следователь не был способен поверить ему. Как же он, ушел от самих сотрудников «гестапо» при их подготовке! «Михайлову» чудом удалось передать записку одному из своих учителей в разведшколе ГРУ. Его забрали из лагеря, а следователя похлопали по плечу и поблагодарили «за успешное выявление врагов народа».
Полную реабилитацию Березняк получил только в 1965 году.
Уважаемые друзья! Понравился этот рассказ? Ставьте лайк и не забывайте подписываться на канал "Рожденный в СССР", впереди много малоизвестных и очень интересных материалов!