Найти тему
РГДБ

Писатели, художники и кинематографисты во время Великой отечественной войны

Известное выражение «Когда говорят пушки – музы молчат» абсолютно неприменимо, когда речь заходит о событиях Великой Отечественной войны.

Благодаря творчеству писателей, художников, кинематографистов, многие из которых сами были фронтовиками, память об этой величайшей трагедии сохраняется и будет жива до тех пор, пока будут жить их произведения, а значит, не пропадет никогда.

Из диафильмов, хранящихся в Национальной электронной детской библиотеке, можно узнать малоизвестные факты из биографий Василя Быкова и Аркадия Гайдара, о том, как создавались произведения Бориса Полевого «Повесть о настоящем человеке», Александра Твардовского «Василий Теркин», Бориса Васильева «А зори здесь тихие...», как поэт Константин Симонов сумел описать атаку в стихах.

Ряд диафильмов расскажет о творчестве кинодокументалистов, чья работа представляла собой мощное информационное оружие в борьбе с фашизмом. Не менее интересны и диафильмы о творчестве художников и кинематографистов во время Великой Отечественной войны.

«Повесть о настоящем человеке» Б. Полевого – история о том, как писатель создавал повесть об Алексее Маресьеве – боевом летчике, который потерял обе ноги, но снова научился управлять самолетом и вернулся в строй.

«Повесть о настоящем человеке» Б. Полевого / Н. Зволинская; художник И. Жуков, 1980 год

Кадр из диафильма «Повесть о настоящем человеке» Б. Полевого

-2

В книгах Аркадия Гайдара постоянно идет бой, неустанный бой добра со злом. Его герои живут своей ребячьей жизнью. Но жизнь эта прочно связана с заботами взрослых, с заботами страны. Об этом рассказывает диафильм «А.П. Гайдар и его книги».

А. П. Гайдар и его книги / К. Тихомирова; консультант Л. Климанова, 1989 год

-3

Кадр из диафильма «А. П. Гайдар и его книги»

-4

4 сентября 1942 года газета Западного фронта «Красноармейская правда» сообщила: «Александр Твардовский написал новую поэму  – «Василий Теркин». Сегодня мы начинаем ее печатать». О истории одного из самых знаменитых произведений о войне рассказывает диафильм А. Твардовский «Василий Теркин».

А. Твардовский «Василий Теркин» / автор П. Рощин; художник-оформитель И. Петрова, 1969 год

«Василий Теркин»
«Василий Теркин»

Кадр из диафильма А. Твардовский «Василий Теркин»

«Василий Теркин»
«Василий Теркин»

В 19 лет Борис Васильев ушел на фронт. Его первая повесть о войне «А зори здесь тихие ...» (1969 год) завоевала ему прочное место среди писателей-фронтовиков. Творческий портрет писателя Бориса васильева  в одноименном диафильме.

Борис Васильев / автор Н. Зволинская; художник-оформитель И. Булатова, 1985 год

Борис Васильев
Борис Васильев
Кадр из диафильма «Борис Васильев»
Кадр из диафильма «Борис Васильев»

Василь Быков пришел в литературу вместе с фронтовым поколением советских писателей – Юрием Бондаревым, Григорием Баклановым и другими, чья юность совпала с войной. О творческом пути писателя рассказывает диафильм «Василь Быков».

Василь Быков / автор М. Файнберг; художник-оформитель И. Булатова, 1985 год

Василь Быков
Василь Быков

Кадр из диафильма «Василь Быков»

-10

В диафильме «А.П. Гайдар и его команда» Борис Емельянов, друг Аркадия Гайдара, рассказывает о том, как была написана знаменитая повесть «Тимур и его команда» и какой отклик она вызвала у обычных мальчишек, – таких же, как главные герои повести. 

А.П. Гайдар и его команда / Б. Емельянов; художник В. Степанов, 1964 год

-11

Кадр из диафильма «А.П. Гайдар и его команда»

-12

Константин Симонов в своих очерках и рассказах стремится быть максимально достоверным. «Жизнь неувиденная не может быть написана. Я не могу себе представить, как бы я написал атаку, не побывав ни разу под огнем». Одноименный диафильм рассказывает о творческом и жизненном пути писателя. 

Константин Симонов / автор А. Ефимова; редактор Р. Дуганов, 1976 год

-13

Кадр из диафильма «Константин Симонов»

-14

Диафильм-путешествие по выставке «Московские художники 35-летию Великой Победы», ставшей пронзительным эхом войны, звучащим в произведениях художников. 

Московские художники 35-летию Великой Победы / Н. Баркова; оператор С. Рощевский, 1980 год

-15

Кадр из диафильма «Московские художники 35-летию Великой Победы»

-16

Выпустить на экраны короткометражные ленты, которые показали бы мужество советского народа на фронте и в тылу – к этому стремились кинематографисты в первые дни войны. Художественные фильмы тоже становились оружием. О них рассказывает диафильм «Советские фильмы периода Отечественной войны».

Советские фильмы периода Отечественной войны / автор М. Сербер; консультант В. Разумный, 1967 год

-17

Кадр из диафильма «Советские фильмы периода Отечественной войны»

-18

Диафильм «Советское кино в годы Великой Отечественной войны» рассказывает о работе операторов кинохроники, которые уже на следующий день после вероломного нападения Германии выехали к местам боев. Сотни работников кино сделали кинокамеру оружием в борьбе с фашизмом.

Советское кино в годы Великой Отечественной войны / Г. Хорева; консультант О. Могила, 1984 год

-19

Кадр из диафильма «Советское кино в годы Великой Отечественной войны»

-20

Диафильм «Строки, опаленные войной» расскажет о литературе периода Великой Отечественной войны. «В дни войны была у писателей одна задача: лишь бы слово их разило врага, лишь бы оно держало под локоть нашего бойца, зажигало и не давало угаснуть в сердцах советских людей жгучей ненависти к врагу и любви к Родине». Михаил Шолохов.

Строки, опаленные войной / автор Д. Устюжанин; художник-оформитель Н. Степанов, 1970 год

-21

Кадр из диафильма «Строки, опаленные войной»

-22