Фоновая музыка оккупировала современных жителей мегаполисов. Она настигает нас в лифте, торговых центрах, в режиме ожидания на телефонных линиях, в кафе и супермаркетах. Какой эффект на нас имеет незатейливое музыкальное сопровождение, которое мы, как правило, даже не замечаем? С какой целью рекламодатели окружают нас звуками? Этот музыкальный приём, действующий на психологию человека, распознан относительно недавно и у него есть своя история.
В 1916 году Эрик Сати, французский композитор, предложил использовать меблировочную музыку и распространить её в массы. Его идея заключалась в использование музыки, не имеющий смысловой нагрузки и живого развития, а основная музыкальная линия беспрерывно бы повторялась. Сати видел в такой музыке элемент интерьера, а не подлинное искусство, но первый опыт использования и внедрения в массы такой музыки одержал полное фиаско. Композитор подготовил несколько скудных и однообразных композиций для антракта спектакля. Но, должного эффекта полного неучастия со стороны слушателей получено не было. Зрители, услышав первые звуки, спешно вернулись из буфета и с вниманием начали внимать музыке. Композитор в отчаянии начал упрашивать слушателей: «Не слушайте же! Разговаривайте!" Но всё было тщетно. Только спустя двадцать лет меблировочная, а затем переименованная в фоновую, музыка пригодилась и возымела должный эффект на потребителя.
В 1934 году Джордж Оуэн Сквайр предложил включать музыку через репродукторы в пассажирских лифтах и организовал для этих целей соответствующую компанию Muzak. Надо отметить, что эта хитрость позволила американцам преодолеть ужас от долгого подъёма в первых небоскрёбах. От паники отвлекала непринуждённая босанова и оптимистический лёгкие песни в обработке. Конечно, такая музыка была довольно примитивной. Писатель Владимир Набоков высказался по поводу услышанной музыки в лифтах небоскрёбов, как о "чудовищно оскорбительной" и "успокаивающей подобно мусоросборнику". Тем не менее, будучи холодно встреченной в начале своего пути, сегодня компания Muzak является крупным производителем музыки для лифтов и насчитывает в своём арсенале порядка сотни тысяч аудиозаписей.
Первое крупное исследование на тему музыкального воздействия на психологию человека произошло в 1982 году. В этом изучение подтвердилась информация о том, что 34% покупателей проводят в магазинах больше времени, если при совершении покупок, они слышат фоновую музыку. Последующие шесть исследований влияния звуков на продажи сделали распространение фоновой музыки крайне масштабной. Появилась расслабляющая музыка в супермаркетах, которая скрыто мотивирует покупателя тратить больше денег, подвижный и бодрый аккомпанемент в местах быстрого питания, призывающий активнее есть и пить, чтобы не медлить со следующим заказом. С торговыми точками точно так же: массмаркет будет подгонять покупателя сделать выбор громкой и танцевальной музыкой, а к дорогостоящим покупкам и к долгому провождению в торговом зале будет стимулировать, наоборот, более спокойный звуковой фон.
В фоновой музыке часто используются зашифрованные послания, которые активно стимулируют потребителя приобрести что-то: "Забудь о деньгах", "Это может стать твоим" и другие фразы, произнесённые как бы между строк, но комфортно забравшиеся в головы ничего не подозревающих людей. Вообще, реклама очень опасная штука. Она действует как меткий сапёр, нацелившийся прямо в мозг своей жертве. И самое интересно, жертва думает, что она совершила более чем осознанный выбор, и её на эту покупку никто не толкал. Вот только музыка, в данном случае, используется как инструмент влияния на эмоции. И как раз под эмоциями человек готов больше тратить, больше работать (если он работает непосредственно под музыку, которую ему включают в офисе или на производстве), или просто ощущает себя в комфортной обстановке (например, в лифте).
Аудиобрендинг — это плюс ко всему ещё и корпоративные гимны, рекламные слоганы, радиоджинглы. Компании, занимавшиеся профессионально аудиобрендингом, готовы сделать под вашу компанию специальную музыку, которая будет выполнять определённые цели в продаже вашего продукта и программировать звуками покупателя на нужные вам мысли с завуалированными установками и создавать нужное настроение.
Обращали ли вы внимание когда-нибудь в торговых центрах на фоновую музыку? Знаете ли вы какие-нибудь рекламные мини-песни, которые тайно покушаются на ваше сознание и-таки вынуждают приобрести товар?