Найти тему
Обо всем понемногу

История и направления деятельности Яндекс

Оглавление

Введение

«Я́ндекс» — российская транснациональная компания (далее ТНК), основанная в 1989 году, а ныне зарегистрированная в Нидерландах и владеющая одноимённой системой поиска в Сети, интернет-порталами и службами в нескольких странах. Наиболее заметное положение занимает на рынках России, Турции, Белоруссии и Казахстана. Поисковая система «Яндекс» является четвёртой среди поисковых систем мира по количеству обрабатываемых поисковых запросов (свыше 6,3 млрд в месяц на начало 2014 года). По состоянию на сентябрь 2018 года, согласно рейтингу Alexa.com, сайт yandex.ru по популярности занимает 21-е место в мире и 1-е — в России. В России представлена дочерней компанией ООО «Яндекс», главный офис которой находится в Москве на улице Льва Толстого, дом 16. Компания имеет офисы в Санкт-Петербурге, Екатеринбурге, Новосибирске, Нижнем Новгороде, Симферополе, Казани, Ростове-на-Дону, Минске, Алма-Ате, Стамбуле, Берлине, Люцерне, Амстердаме и Шанхае.

История

Начало

В 1989 году предприниматель и программист Аркадий Волож основал фирму, продававшую персональные компьютеры и занимавшуюся автоматизацией рабочих мест. Также Волож интересовался алгоритмами обработки данных, и его заинтересовала возможность написания приложения, которое могло бы осуществлять поиск информации в больших объёмах текста, учитывая морфологию языка. Совместно со специалистом по компьютерной лингвистике Аркадием Борковским он основал в 1989 году компанию «Аркадия». После 1990 года сотрудники «Аркадии» написали информационно-поисковые системы «Международная классификация изобретений» и «Классификатор товаров и услуг», которые оказались востребованными в различных НИИ и патентных организациях.

В 1993 году «Аркадию» присоединили к CompTek, в которую ранее пришёл школьный друг Воложа программист Илья Сегалович. В том же году была создана программа для поиска на жёстком диске компьютера. Программу назвали «Yandex», название придумали Илья Сегалович, директор «Яндекса» по технологиям, и генеральный директор компании — Аркадий Волож. Есть несколько версий происхождения названия:

  • Сегалович выписывал разные производные от слов, описывающих суть технологии. В результате появился вариант «yandex» — Yet ANother inDEXer («ещё один индексатор»).
  • Слово «Яndex» получилось в результате замены первой буквы в слове «Index».
  • Слово «Яндекс» расшифровывается как «Языковой индекс».

Официально поисковая машина Yandex.Ru была анонсирована 23 сентября 1997 года на выставке Softool. «Яндекс» не был первой поисковой машиной в России: в 1996 году появился «Рамблер», а ещё раньше, в декабре 1995-го, — Altavista, причём последняя имела самый производительный на тот момент сервер и отличалась самой высокой скоростью работы среди конкурентов, обрабатывая миллионы запросов в день. Через два месяца после yandex.ru анонсировали поисковую систему «Апорт» (хотя впервые её продемонстрировали ещё в феврале 1996 года).

Становление компании

К середине 1999 года «Яндекс» был в семёрке популярнейших сайтов рунета; выручка «Яндекса» как отдела CompTek’а в этом году составила 72 тыс. долларов. В апреле 2000 года фонд ru-Net Holdings приобрёл 35,72 % акций «Яндекса» за 5,28 млн долларов. В число акционеров вошли также менеджеры и ведущие разработчики поисковой системы. Генеральным директором стал Аркадий Волож. Компания «Яндекс» вышла из состава CompTek и стала независимой. Материнский холдинг располагался на Кипре, в России же зарегистрирована дочерняя компания в форме общества с ограниченной ответственностью. В этом же году «Яндекс» первым из российских интернет-бизнесов запустил рекламную кампанию на телевидении, слоган которой, «Найдётся всё!» — стал крылатым выражением и навсегда закрепился на логотипе компании.

В 2001 году объявлен запуск новой версии поисковой машины: улучшился поиск ссылок, стала производиться морфологическая коррекция запроса, введён «взвешенный индекс цитирования» и повысилась точность и скорость поиска. В этом же году «Яндекс» обогнал «Рамблер» и с тех пор держит первое место в российском сегменте Интернета. В том же 2001 году появляется система контекстной рекламы «Яндекс.Директ». Система быстро стала основным источником прибыли в компании: в 2002 году «Яндекс» выходит на самоокупаемость, а в 2003 году выплачивает акционерам дивиденды, общая сумма которых составила 100 тысяч долларов.

Выход на зарубежный рынок

В 2005 году бизнес компании впервые выходит за пределы России — открывается представительство на Украине. Одновременно с открытием филиала в Одессе появляется портал www.yandex.ua. Впоследствии, в 2006 году в Санкт-Петербурге и в 2007 году в Екатеринбурге и Киеве появились офисы разработки, а в 2009 году в Екатеринбурге и в 2010 году в Новосибирске — офисы продаж. Кроме того, в 2008 году в Калифорнии была зарегистрирована дочерняя компания «Яндекса» — Yandex Laboratories (Yandex Labs). Так же в 2008 году была запущена казахстанская версия портала «Яндекс», а в 2010 году — белорусская. В том же году компания открыла офис в Казани; главная страница портала, некоторые службы и поиск стали доступны как на русском, так и на татарском языке. Таким образом, возможности поиска в процессе работы с региональными ресурсами постепенно расширились.

В 2007 году происходит реструктуризация Яндекса, и материнской компанией становится нидерландская Yandex N.V.

В 2010 году «Яндекс» открыл www.yandex.com — сайт для поиска по зарубежному сегменту Интернета, который также стал тестовой площадкой для обкатки новых дизайнерских и инженерных решений. Одновременно на обычной версии сайта появилась кнопка «в мировом интернете», возникающая над результатами поиска в случае иноязычного запроса. Индексировать и добавлять в поисковую выдачу сайты на других языках «Яндекс» начал ещё в 2008 году. Обслуживание англоязычного поиска было возложено на калифорнийское отделение Yandex Labs.

20 сентября 2011 года «Яндекс» открывает портал в Турции. Поисковая система локализована для турецкоязычного пользователя, учитывает морфологию, понимает синонимы и исправляет опечатки. Полностью локализованы службы Почта, Новости, Перевод, Карты (в том числе Пробки и Панорамы) и другие, есть и уникальные службы. Это первый опыт «Яндекса» в не говорящей на русском стране; для завоевания нового рынка была открыта штаб-квартира с 50 сотрудниками.

Выход на биржу

24 мая 2011 года состоялся выход «Яндекса» на биржу NASDAQ. В ходе первичного размещения акций «Яндекс» привлёк 1,3 млрд долларов (второй результат за всю историю наблюдений, после Google с его 1,67 млрд долларов). В целом компания была оценена в 8 млрд долларов, что в 500 раз превысило её первоначальную стоимость в 2000 году. Размещение акций планировалось ещё в 2008 году, но было отложено из-за всемирного кризиса. Десятки сотрудников компании стали миллионерами. 3 июня 2014 года акции компании прошли листинг и на Московской бирже. После объявления 13 июля 2017 года о том, что Яндекс.Такси и Uber объединяют бизнес, рыночная капитализация Яндекса на фондовой бирже NASDAQ выросла до 10,73 млрд долларов, а стоимость акций Яндекса за день выросла на 15,99 % до 31,7 долларов за бумагу. В данный момент цена за одну единицу акции находится в диапазоне 2500 – 3000 рублей (рис.1).

Годовой график стоимости акций компании Яндекс
Годовой график стоимости акций компании Яндекс

Освоение отраслей и поглощение компаний

В 2007 году состоялось первое крупное поглощение — «Яндексом» была куплена социальная сеть профессионалов «Мой Круг» примерно за 1,5 млн долларов. Крупное приобретение имело целью сделать более социальными прочие службы «Яндекса»; сразу после покупки сайт был перенесён на собственные дата-центры компании. В ноябре 2015 года Яндекс разработал собственную технологию прогноза погоды — Метеум. Она позволяет строить прогноз погоды с точностью до дома, благодаря объединению классических моделей метеопрогнозирования и технологий машинного обучения. В том же году появился сервис «Яндекс для медиа», который автоматически составляет новости на основе данных сервисов Яндекса. Летом 2016 года в Яндекс.Браузере появляется персональная лента рекомендаций Яндекс.Дзен. Лента рекомендаций формируется с помощью алгоритмов искусственного интеллекта и рекомендательной технологии Яндекса — Диско. В том же, 2016 году, была открыта просветительская программа «Издательство Яндекса», созданная для развития и поддержки образовательных интернет-проектов в области истории, литературы, языкознания, искусства и философии. Первой инициативой, получившей поддержку издательства, стал проект Михаила Зыгаря «1917. Свободная история». В июле 2017 года Яндекс и Uber подписали соглашение об объединении бизнеса по онлайн-заказу такси в России, Азербайджане, Армении, Белоруссии, Грузии и Казахстане. 29 мая 2018 года на конференции Yet another Conference компания анонсировала выпуск своего первого устройства — умной колонки «Яндекс.Станция», а также объявила о запуске сервиса «Яндекс. Диалоги». В начале 2019 года были запущены «Чаты для бизнеса» в рамках платформы «Яндекс. Диалоги». В 2018 году экосистема Яндекса пополнилась сервисами «Яндекс. Облако», «Яндекс. Диалоги», «Яндекс. Плюс» и «Яндекс. Драйв». В феврале 2018-го закрылась сделка по объединению «Яндекс. Такси» и Uber в России и пяти соседних странах. Доля «Яндекса» в новой компании стоимостью более $ 3,8 млрд составила 59,3 %. Также «Яндекс» купил агрегатор скидок «Едадил» и 83,3 % сервиса доставки продуктовых наборов «Партия еды».

19 марта 2019 года совместно с компанией Elari в продажу была запущена первая беспроводная bluetooth-колонка со встроенным голосовым помощником «Алиса».

Статистика и финансовые показатели

На начало 2013 года «Яндекс» является четвёртым поисковиком планеты с 4,84 млрд поисковых запросов. По этому показателю он отстаёт лишь от Google, Baidu и Yahoo!. Причём нужно отметить, «Яндекс» является самым быстрорастущим поисковиком из первой пятёрки, с 28 % за 2012 год. Доля на рынке Рунета составляет 60,5 %. Количество ежедневных поисковых запросов составляет (на конец 2013 года) 250 миллионов.

-3

По данным на начало 2010 года, «Яндекс» проиндексировал 10 млрд страниц. В интервью за 2012 год глава компании Аркадий Волож объявил о масштабировании поиска по мировому интернету и запуске технологии, которая позволит «индексировать несколько десятков миллиардов страниц».

Страницу результатов поиска в 2012 году пользователи загружали более 130 миллионов раз в день.

В 2008 году «Яндекс» был девятым поисковиком в мире, в 2009 — седьмым , в 2013 — четвёртым.

График динамики ежедневного числа поисковых запросов Яндекс.Поиска
График динамики ежедневного числа поисковых запросов Яндекс.Поиска

По словам Игоря Ашманова, «сейчас в Рунете „Яндекс“ ищет лучше, чем Google». Согласно исследованию, представленному в виде аналитического отчёта компании «Ашманов и партнёры» за 6 апреля 2011 года, «Яндекс» лидировал на российском рынке по навигационному и тематическому поиску, по количеству проиндексированных документов, по качеству регионального поиска, в его выдаче невысок уровень поискового спама.

В феврале 2016 года российский Forbes оценил стоимость компании в 4,3 млрд долларов, поставив на второе (после Mail.Ru Group) место в списке самых дорогих компаний Рунета, а в феврале 2019 года «Яндекс» признан самой дорогой компанией Рунета ($10,7 млрд)

Руководство

  • Аркадий Волож — генеральный директор.
  • Илья Сегалович (1964—2013) — директор по технологиям и разработке.
  • Александр Шульгин (2014—2017) — генеральный директор.
  • Михаил Парахин (2015—н. в.) — директор по технологиям.
  • Елена Бунина (2017—н.в.) — генеральный директор
  • Грег Абовский — операционный и финансовый директор.
Ген. Директор компании Яндекс – Аркадий Волож
Ген. Директор компании Яндекс – Аркадий Волож

Директор по технологиям и разработке компании Яндекс – Илья Сегалович
Директор по технологиям и разработке компании Яндекс – Илья Сегалович

Заключение

На данный момент «Яндекс» признан самой дорогой компанией Рунета. Он пользуется популярностью не только в России, но и во многих странах СНГ, Мира. Российская ТНК также представляет более 80 сервисов, количество которых только увеличивается, путем создания или поглощения других компаний, таких как: «Мой круг», «Кинопоиск», «Едадил» и других. Основными векторами развития являются: усовершенствование сервисов для большего удобства при их использовании пользователем, удержание лидирующих позиций поисковика в странах СНГ, а также удержание «1 места» среди компаний Рунета.

Список используемой литературы

[1] Wikipedia, «Yandex (компания),» [В Интернете]

[2] «Яндекс.Книга», Д.В. Соколов-Митрич, 2014 [В Интернете]

[3] «Яндекс Воложа: История создания компании мечты», Владислав Дорофеев, 2013 [В Интернете]