На майские опять старые советские фильмы по телеку крутили. Смотрел с удовольствием. Душевно. И такое мне захотелось сказать спасибо советскому искусству, что аж на целую статью набралось. Низкий вам поклон, товарищи, за старые песни о главном, они душу греют. За старые фильмы, которые хочется пересматривать и цитировать. За добрые и умные книги.
Однако же, благодарить художников дело нехитрое, но почему бы не упомянуть вместе с ними те самые «худсоветы» и «редколлегии», которые сегодня называются громким словом «цензура». Я считаю, что цензура не только «душила и запрещала», но также была ещё и полноправным соавтором тех нетленок. Ведь именно редакторы, поднимали планку советской культуры на ту высоту, которая только сегодня становиться понятной на фоне современной потребительской дешёвки. Ведь это они заставляли художников задумываться о том, как их творчество будет оцениваться людьми. Не позволяли паскудству, под видом самовыражения, свободно существовать в информационном поле.
Смотрел историю, как снимали и переснимали «Бриллиантовую руку». Чиновники утверждали подбор актёров, чуть ли не на уровне полит бюро контролировали каждую реплику, а разрешение на выпуск фильма вообще Генеральный Секретарь лично подписывал. Фига се! Уровень! Чем не соавторы? А наши сегодня: чиновничий произвол, душили, давили, запрещали, чуть на «полку» не отправили!
Как потом выяснилось на той «полке» изрядно накопилось вульгарщины, похабщины и откровенной бездарности. Снимают с «полки», показывают, и что? Да, лучше бы ОНО там и лежало.
Оказывается, кроме идеологической поддержки существующего порядка, цензоры боролись с пошлостью и безвкусицей, похотью и чернухой. Следили также за тем, чтобы искусство просто радовало. Именно они воспитывали из нас не только строителей коммунизма, но и просто нормальных людей.
Худсоветы задавали, те высокие моральные и нравственные нормы о которых говорить сегодня как-то неловко, высокопарно, совково. Или просто стыдно? Стыдно за то, что мы над ними бессовестно глумились, когда они были.
Сегодня советская мораль растоптана, и чё? (именно «чё», а не что). Телевизор смотреть противно, читать нечего, на улицу выйти страшно – ура, ура да здравствует неподцензурная (или нецензурная?) свобода.
Сегодня принято ругать советскую цензуру по любому поводу и без повода. У вшивых интеллигентов это прям стало правилом хорошего тона – сетовать на то, как всё было плохо в нашей культуре времён советского союза. Но время полечило и показало, что не так уж всё было плохо, как принято думать под диктовку забугорных «голосов»
Да, согласен, цензура давила искусство идеологией, но даже в этом можно найти положительный момент. Именно это противостояние и было тем единством и борьбой противоположностей, в котором родился огромный культурный пласт под названием советское искусство.
Да, была в нашей цензуре идеология, да она была элементом управления. И что в этом плохого, где неправильно? Власть это порядок, а не только насилие. Безвластие это бардак, а не только свобода. В данном контексте хочу предложить рассматривать цензуру не только как форму поддержки власти, а прежде всего, как способ поддержки порядка. Сильная власть обязана заботиться о своём укреплении, в том числе, с помощью идеологии, это нормально. И как сегодня выяснилось, разрушение идеологии это подрыв власти, а результат нам известен – развал великой державы.
С этой точки зрения, стоны интеллигентного быдла о борьбе за свободу методом уничтожения всякой цензуры смотрятся совсем некрасиво. С этой же позиции, разговоры о фатальном вреде идеологии тоже несколько преувеличены. А преувеличивают их, мне кажется намеренно, именно идеологические диверсанты, и именно за доллары гнусят о том, как у нас всё плохо, потому что цензура ущемляет свободу. Но это уже совсем другая история, об этом написано в другом месте.
Агенты западной матрицы старательно клеймили позором советскую пропаганду, глумились как могли. Но вместо кремлёвской пропаганды предложили пропаганду потребительскую! И что поменялось? Потоки лжи из телевизора сегодня поставлены на службу доллару всемогущему.
Плюрализм победил, свобода слова торжествует, а телек смотреть неприятно. Время всё расставило на свои места.