12,8K подписчиков

«Отлавливали по подвалам кошек, а нашли бездомного». Будни отверженных людей

308 прочитали

«Может быть, у вас работа для меня найдется? Мне 58 лет всего, сил еще ого-го, - бездомный по имени Алексей показывает невидимый под рубашкой бицепс, – да я отжимаюсь не хуже, чем молодые». И для убедительности бросается на землю и бодро отжимается 12 раз.

На 9 Мая вместо отмененного парада мы с сыктывкарскими волонтерами и координатором проекта «Сытый гражданин» Ильей Костиным отправляемся по местам обитания бездомных. В планах отдать продукты и узнать, кому помочь с оформлением документов. Мест ночлежек в Сыктывкаре без счету, и Илья предлагает пройтись хотя бы по трем - к заброшенным картофельным ямам у железнодорожного вокзала, в подвалы малосемейки и обычной девятиэтажки.

Иван два года живет в заброшенной картофельной яме.
Иван два года живет в заброшенной картофельной яме.

Илья Костин, руководитель проекта «Сытый гражданин», заранее предупредил бездомных, что придет в субботу. Но у железнодорожных путей из троих обитателей землянок пошатываясь выходит только один, Игорь, - опухший, окруженный алкогольными парами. Илья аккуратно интересуется, давно ли тот бродяжничает. Признается, что давно, но раньше жил у друзей в общаге, а вот уже два года - в землянке.

Просим разрешения зайти внутрь. При входе – полочки с кружками, свечами. Внутри фонариком высвечиваем обустроенный топчан с горой одеял, стол с журналами и посудой. Но ни отопления, ни света в этой земляной норе нет, поэтому когда выходим на улицу, ощущаем – насколько же там, даже в сравнении с промозглым весенним днем, стыло.

Автор проекта "Сытый гражданин" задает бездомному непростые вопросы, готов ли тот измениться.
Автор проекта "Сытый гражданин" задает бездомному непростые вопросы, готов ли тот измениться.

«А хотел бы измениться, жить по-другому?» - Илья гнет свою линию, пытаясь обустроить бездомному приличную жизнь. В Сыктывкаре пару месяцев назад бывший наркоман Павел создал реабилитационный центр для нарко- и алкозависимых людей. Сумел добиться, чтобы под центр отдали невостребованное помещение - разбитое, с лопнувшими в морозы трубами. Но даже такое, еще не обустроенное, для бездомных скитальцев оно в радость. Все-таки крыша над головой, тепло, кровати и еда как положено.

Организатор центра Павел принимает туда людей со сложной судьбой на полгода. За это время многие проблемы бездомного удается решить - восстановить паспорт, разобраться с правом на трудовую пенсию или по инвалидности, кого-то даже восстановить в правах на законное жилье. Вот об этом центре на окраине Сыктывкара и рассказывает Илья Костин.

Галина многие годы жила на трубах теплотрассы. Вместе с тремя другими бездомными стала одной из первых обитательниц реабилитационного центра.
Галина многие годы жила на трубах теплотрассы. Вместе с тремя другими бездомными стала одной из первых обитательниц реабилитационного центра.

Игорь не знает, что его ждет в таком заведении, но сегодняшняя бездомная жизнь достала. И он соглашается встретиться в понедельник, чтобы начать оформление паспорта. А раз сегодня волонтеры здесь, то они отдают ему большой мешок картошки, макароны, крупы, масло... Мужчина благодарит и, хотя видно, что язык у него заплетается и сознание туманное, клятвенно обещает прийти на встречу как штык.

На второй точке логово бездомных замечаем издалека. Неровным шатающимся строем несколько мужчин спускаются в подвал малосемейки. Нам сюда. Волонтеры отдают бездомным такой же набор продуктов, а потом слегка потрепанного вида мужички обступают Илью.

Илья Костин в шутку журит бездомных, что в их подвал не устроены пандусы для него: "Так бы в гости к вам сходил".
Илья Костин в шутку журит бездомных, что в их подвал не устроены пандусы для него: "Так бы в гости к вам сходил".

На одном из них, самом общительном, - современная рубашка в цветочек, модные джинсы, бейсболка. Мужчину вполне можно было бы принять за этакого престарелого модника-весельчака. Но чересчур засаленная одежда, обветренное в шрамах лицо да развязная манера разговора выдают в нем человека вольного. Свободного от принципов, обязательств, заповедей.

Когда познакомились и разговорились, так отчасти это и вышло. Алексей еще в 12 лет попал в колонию для несовершеннолетних. Уже тогда громил магазины. Он и сейчас, словно для малолетних друзей, с бахвальством рассказывает, как вышибал ногами стекла-витрины в кафе и воровал оттуда торты. Позже отсидел 8 лет за то, что «убил нехорошего человека». Снова оказался в тюрьме за разбои, грабежи. В итоге из своих 58 лет - 20 провел в тюрьме.

Чтобы держать с бездомными связь для оформления паспортов, волонтеры дали им кнопочный телефон.
Чтобы держать с бездомными связь для оформления паспортов, волонтеры дали им кнопочный телефон.

Илья вновь интересуется, готовы ли они поменять жизнь, есть ли у кого паспорта, нужна ли помощь врачей. Все хоть сейчас готовы идти сниматься на паспорт. «У тебя одежда поприличнее для фото найдется?» - интересуется Илья у бывшего уголовника. «Да я к тебе хоть через 5 минут в костюме-тройке выйду» - бахвалится Алексей. - Не веришь?» И собравшись переодеться в своем подвале, заодно предлагает и нам пройтись по их жилищу.

В подвале на затопленный пол брошены доски, а жилой отсек от коридора отделен занавеской. Вопреки ожиданиям комната освещена тусклой лампочкой и, как в приличном доме, в углу бормочет телевизор, шумит чайник, а на электрической плите стынут недоеденные макароны.

Почти домашняя жизнь в подвале: в углу бормочет телевизор, шумит чайник и стынет обед на плитке.
Почти домашняя жизнь в подвале: в углу бормочет телевизор, шумит чайник и стынет обед на плитке.

"Вы не бойтесь, мы люди приличные, просто так получилось. Сдаем металлом, на эти деньги продукты покупаем. Валера, покажи, какие у нас запасы в шкафу, вот кусок сала купили", - бездомные проводят экскурсию по помещению три на четыре метра. Здесь же сколочены двухъярусные топчаны, тикают часы, по веревкам на плечиках культурно развешена одежда. "Обычно мы каждую неделю в баню ходим мыться, а сейчас из-за карантина все закрыли. Но у нас своя ванная есть. Пойдемте - покажу", - Алексей приглашает пройти вглубь подвала.

Продуктовые запасы, купленные на сданный металлолом.
Продуктовые запасы, купленные на сданный металлолом.

Здесь под напором запахов и роя мух моя толерантность дает сбой. Выбегаю наружу и меня едва не выворачивает. Жадно глотаю свежий воздух, пытаюсь абстрагироваться, забыть запахи и ощущения этой самодельной помывочной.

Бани из-за карантина закрылись и бездомные обустроили себе помывочную сами.
Бани из-за карантина закрылись и бездомные обустроили себе помывочную сами.

Пока я прихожу в себя, Алексей выходит на улицу, как и обещал, преображенный, в солидном костюме. "Да он у вас совсем новый" - удивляюсь я. "Ага, ни разу не выброшенный", - шутит он. В таком наряде не стыдно и на паспорт сняться. Вместе с Алексеем еще двое готовы в понедельник пойти в фотоателье. Поскольку процесс этот нескорый, то, чтобы держать с бездомными связь, Илья передает им кнопочный мобильный. "Я вам буду звонить и вы мне. Нажмете цифру "2", сразу вызов ко мне пойдет", - инструктирует их Илья.

К третьему месту обитания бездомного один из авторов проекта «Сытый гражданин» добирается уже сам. Очередного скитальца в подвале девятиэтажки обнаружили горожане. "Мы там просто отловом кошек занимались, но вот что увидели", - так написала женщина в адрес проекта. У окна в подвале многоэтажки они увидели мужчину, лежащего на потрепанной подушке. 58-летний Николай признался, что бомжует 20 лет.

Сыктывкарка случайно обнаружила Николая, когда искала в подвале бездомных кошек.
Сыктывкарка случайно обнаружила Николая, когда искала в подвале бездомных кошек.

Илья и ему обещает восстановить паспорт. "Потом оплатим госпошлину, сходим к участковому получить протокол. После всего этого круга - в паспортный стол" - сообщает Илья вечером. А на следующий день радостно пишет: "Павел из реабилитационного центра готов всех пятерых взять! Мы на них документы в центр занятости онлайн подадим, а через полгода жизнь у всех точно устроится".

Другие честные истории про людей с непростой судьбой:
Кого эпидемия привела за бесплатными обедами
"Где ноги?" - "Пропил". Бывший бомж рассказал, как вернулся к нормальной жизни, но уже инвалидом