Мозаика является неотъемлемой частью советской архитектуры. Большой вклад в художественное оформление облика советских городов внесли женщины – мастера монументального искусства. Рассказываем об их творческом пути и работах, украшающих фасады и интерьеры общественных и промышленных сооружений.
Екатерина Сергеевна Зернова
Путь художницы к монументальному искусству начался в 1920-е годы. Обучаясь в Высших художественно-технических мастерских у Ильи Машкова, она участвовала в росписи Крутицких казарм в Москве. Впоследствии обращаясь к станковой живописи и графике, она остается монументалистом по своему образному видению. Ее интересует динамическая напряжённость композиции, символические поиски в трактовке темы. Яркие тому примеры – полотна «Передача танков» и «Черноморские промыслы».
В полной мере свой талант художница реализовала в мозаиках для Выставочного зала в центре Ялты. Они покрывают две глухие стены и представляют широкий фриз (6,5 х 21 м) на тему «Мечты и труд художника». Эта удивительная работа вдохновлена красотой уникальной природы Крыма, местными легендами, романтикой «Алых парусов» Грина.
Е. Зернова соединяла творческую деятельность с педагогической, и многие годы была профессором Московского текстильного института.
Клавдия Александровна Тутеволь
Значительное место в советской монументальной живописи принадлежит К. А. Тутеволь. Она прошла школу Александра Дейнеки и Петра Покаржевского в Московском художественном институте имени В.Сурикова.
Два больших проекта связывают ее с Карагандой. В 1951 году она создает для нового Дворца шахтеров большой плафон, который отличался от подобных росписей мягкостью колорита и оригинальностью рисунка. Спустя почти 15 лет она снова возвращается в Караганду, чтобы спроектировать мозаичные панно «Геология» и «Профсоюзы» для двух корпусов общественных зданий, замыкающих площадь.
Создавая композицию «Геология», художница обратилась к народному эпосу. Человек-богатырь раздвигает неприступные скалы, чтобы освободить из плена живительную Воду и напоить ею Землю, достать несметные богатства – руду и уголь. Возрожденная Земля щедро платит Человеку: шумят реки, укрощенные электростанциями, строятся города, зеленеют поля.
Хороший рисунок, скупая моделировка, точные светотени придают изображениям структурную четкость и ясность. В этом эскизе удачно сочетаются монументальность и изысканность формы, поэтическая настроенность с реалистичностью. К сожалению, в результате вынужденных переделок эскиза, первоначальный замысел в натуре утратил многие художественные качества.
Склонность мастера к поискам символического обобщения проявилась и в мозаике «Эстафета» для здания Института физкультуры в Москве. К.Тутеволь воплотила в образах бегущих юношей и девушек метафору вечного стремления человечества к прогрессу. Красивые, пластичные фигуры полны силы, напряжения, радостной взволнованности.
Клавдия Александровна передала свое мастерство целому поколению художников – выпускников института им. Сурикова.
В следующей статье мы продолжим знакомить вас с представительницами монументального искусства. Вы узнаете, какую роль тема детства играла в их творчестве, и увидите прекрасные образцы синтеза монументальной живописи и архитектуры.
По материалам статьи И.Н. Воейковой «Мастера монументальной живописи» в журнале «Архитектура СССР» №3/1968.