Массовая истерия, когда немцы скупали туалетную бумагу, закончилась. Карантинные будни начали утомлять. Дети не ходят в школу, парикмахерские закрыты, отпуск на море уже точно не состоится. На фоне затянувшегося на неопределенный срок карантина у многих начинается депрессия.
Я с середины марта работаю в режиме "хоум_офис", это пока никак не отразилось на моей зарплате, но с каждым днем работы становится все меньше и меньше. Наша маленькая фирма занимается поставками продуктов из Польши в немецкие магазины. Границы внутри Евросоюза по-прежнему закрыты. Сейчас под немецким Гёрлицем стоят 15 пустых наших фур, а в Германии постепенно заканчивается кефир, творог, гречка, пельмени и пряники :) Мой шеф не верит в короновирус, но верит в штрафы, поэтому все логисты, бухгалтера и менеджеры были распущены по домам со своими ноутбуками еще в марте. Каждый из нас по очереди дежурит на складах, чтобы отгружать остатки былой роскоши.
Тем временем, на полях Германии спеет клубника и уже заканчивается сезон спаржи. Немецкие фермеры в ярости. Раньше сбором урожая занимались сезонные рабочие из Польши, Румынии, Сербии и Украины, теперь дешевой рабочей силы нет. Радикалы призывают отправить на поля беженцев из Африки, но те отвечают им, что "они тут не рабы, а гости". В общем, обстановка накалена до предела и похоже правительство не знает, как вывести страну из кризиса.
"Среди моих знакомых, а также знакомых моих знакомых, никто не болеет короновирусом", - жители Германии начинают задумываться о том, не преувеличена ли опасность вируса. Появляются сторонники теории заговора, которые утверждают, что правительство за спинами своих граждан творит темные делишки, потому и рассадили всех по домам на неопределенный срок.
Какой бы не была правда о короновирусе, уже сейчас понятно, что экономика Германии в 2020 году сильно пострадает.
По данным национального агентства по трудоустройству, первичное пособие по безработице в конце апреля запросило 1,5 миллиона человек. Все они фактически были уволены из-за объявленного карантина. Крупнейший авиаперевозчик Германии - Lufthansa впервые в истории находится на грани банкротства и уже трижды запрашивал финансирование у государства. Бавария отменяет фестиваль "Октоберфест", закрывает Альпы, аутлеты и пивные сады. Однако хуже всего чувствуют себя страховые компании, которые вынуждены распечатывать свои фонды для оплаты потерь туристических фирм и огромных автоконцернов. Скорее всего, этих кубышек тоже не хватит на покрытие всех убытков, и расплачиваться за карантин будет государство.
Почему немцы выходят на улицы
Жители Германии, несмотря на хорошую социальную поддержку, тоже начинают беспокоится. Система устроена таким образом, что когда человек теряет работу, государство в течение года выплачивает ему ALG-1, пособие по безработице в размере 60% от его предыдущей зарплаты, но не более 2300 евро. Если в течение этого года работа не найдена, человек переходит на ALG-2 и размер пособия сокращается почти в 2 раза. При этом сохраняется компенсация аренды жилья. Коммунальные платежи также берет на себя государство. Если человек годами нигде не работает, он переходит на "Харц-4" - пособие в размере 450 евро + компенсация базовых расходов на жизнь: оплачивают квартиру, ЖКХ, детский сад и все необходимые страховки. Разумеется, для русского человека такая система - мана небесная и уже только ради нее стоит заморачиваться на получение немецкого ПМЖ. Однако для самих немцев попасть на ALG-2 или того хуже на Харц-4 - это страшный сон, потому что они привыкли к совершенно иной реальности.
Каждая новая неделя карантина приносит Германии около 300 тысяч безработных. Еще 100 тысяч переводят на курцарбайт - короткий день. Такими темпами уже к началу осени ожидается серьезная стагнация экономики. Немцы не хотят такой участи своей стране и своим семьям и потому начинают выходить на улицы с протестам против безумных правил короны. Каждый человек, которого я встречаю, ругает самыми обидными словами канцлера Германии Ангелу Меркель, а ведь до короновируса все пророчили ей переизбрание на 5 срок.
Всем очевидно, что грядет тяжелейший в истории экономический кризис, от которого не спасут "полумеры" мирового правительства. По прогнозам аналитиков возрождение немецкой экономики займет 2 - 3 года.
Это время я советую вам посвятить изучению немецкого языка и подготовке к собеседованию, о котором напишу в следующей статье.