Найти тему
АудиоНатурал

Камерунский самородок. Ричард Бона

Оглавление

Виниловый погребок

Некоторое время назад у меня наступил своеобразный «кризис жанра»: как я ни пытался, у меня не получалось отыскать в колоссальном потоке музыки современного исполнителя, который пришелся бы мне по душе. В легком раздражении я обратился к другу, к слову – большому меломану, с которым у меня совпадают вкусы, с просьбой посоветовать мне что-нибудь стоящее. В ответ он выдал ссылку, перейдя по которой я удивился: мне был знаком этот музыкант, несколько лет назад я уже слышал пару его композиций, но почему-то они не произвели на меня впечатления. Но тут я просто не мог оторваться, настолько завораживающе подействовала на меня его музыка, его великолепное, зрелое, «вкусное» исполнение, тонкие, интеллигентные аранжировки, своеобразие стиля.

Это был Ричард Бона – удивительный джазовый музыкант, виртуозный бас-гитарист, великолепный певец, композитор, аранжировщик и интерпретатор. Диапазон его музыкальных интересов – от западноафриканского фольклора до бразильской «босановы», от кубинской «сальсы» до блюз-рока с примесью «фьюжн».

Ричард Бона (по документам Бона Пиндер Яюмялоло) родился 28 октября 1967 года в городе Минта, Камерун, в семье музыкантов. Дед был профессиональным фолк-исполнителем: певцом, рассказчиком и перкуссионистом, мать была певицей. Когда Ричарду исполнилось четыре года, он начал играть на балафоне – распространенном в Африке инструменте, представляющем собой ксилофон с резонаторами. Через год способный мальчуган уже демонстрировал свое искусство в местной церкви.

Кроме ударных его интересовали и другие музыкальные инструменты. На фирменные в семье денег не было, поэтому Бона принялся делать их сам: например, флейты он вытачивал из столярных и плотницких обрезков, а свою первую гитару 11-летний подросток смастерил из бензобака от брошенного мотоцикла. Талант юного музыканта был настолько ярким, что мальчика заметили, и стали все чаще приглашать выступить на всевозможных фестивалях и церемониях.

В 1980 году, когда Ричарду было 13, он основал свой первый ансамбль. Ребята отрепетировали программу и показались владельцу французского джаз-клуба в Дуале. Хозяин заведения увидел в Ричарде большой потенциал, подружился с ним и всерьез занялся его просвещением и образованием в джазовой сфере. В частности, он познакомил Ричарда с творчеством Жако Пасториуса, что окончательно определило всю дальнейшую карьеру музыканта.

В возрасте 22 лет Бона перебрался в Европу с единственной целью – получить первоклассное музыкальное образование. Сначала он учился в Дюссельдорфе, затем продолжил образование в Париже, где стал выступать в престижных клубах с известными джазменами.

С 1995 года Ричард постоянно живет и работает в Нью-Йорке, занимается сольной карьерой, играет и записывается в ансамблях с самыми именитыми джазовыми музыкантами, вреди которых такие звезды, как Джордж Бенсон, Бобби МакФеррин, Пэт Мэттани и Жако Пасториус. В 1998 году Бона был музыкальным директором европейского тура Гарри Белафонте.

Дебютный альбом Scenes from My Life Бона выпустил в 1999 году, через шесть лет его четвертый сольный альбом Tiki выступил в номинации «Лучший современный мировой музыкальный альбом» на 49-й церемонии «Грэмми».

Сегодня Ричард Бона много выступает и записывается, в профессорском статусе преподает джазовую музыку в Нью-Йоркском университете, является совладельцем известного в США и в Европе джаз-клуба Bonafide.

Альбомы музыканта выпускаются в различных форматах, но, к сожалению, в России его виниловых пластинок не достать. Reverence – пока единственный альбом, выпущенный лимитированной серией в 2017 году на 180-граммовом виниле, который мне удалось отыскать, да и то, в Великобритании.

Виниловый погребок №5