9 мая настало. 75 лет Великой Победе.
Это 9 мая стало особенным не только по причине круглой даты. В 2020 году мы по особому встретили этот день. Самоизоляция наложила свои отпечатки. Не было массовым парадов и шествий. Не было в России. В Белоруссии, например, парад был.. Что бы это значило?
Речь Владимира Путина.
Полный тест обращения можно прочитать тут.
Разберем несколько моментов:
Духовное, нравственное значение Дня Победы остаётся неизменно великим, а наше отношение к нему – священным.
Это наша память и гордость, история нашей страны, история каждой семьи, часть нашей души, которую передали нам отцы и матери, наши бабушки и дедушки.
Путин адрессует к идеальному. Слова о священности и большом духовном значении праздника говорят о том, что не хлебом единым жив человек. Однако может ли идеальное быть само по себе? Без связи с какими-то константами?
Даже вспоминается что праздник тесно связан с советским прошлым :
Мы отдаём дань бесконечного признания великому, жертвенному подвигу советского народа, людям разных национальностей, стоявших плечом к плечу на фронте и в тылу. Время не властно перед их мужеством, единством, достоинством и поистине стальной силой духа.
Этот момент выделен не просто так. Не для кого же не секрет, что чем дальше, тем больше все что связанно с Днем Победы пытаются сделать немного рафинированным. Праздник вроде есть, есть победа, а контекста как бы и нет. Получается такое упрощение на уровне плохой-хороший. Хорошие парни победили плохих, а уж кто во что верил, кто чему служил, какие еще были детали, вроде и не так важно. Справедливо ли это? Не умрет ли праздник со временем если забывать про то за какую страну воевали люди и что это была за страна?
В словах президента с одной стороны есть мысль о связи поколений:
Это наша память и гордость, история нашей страны, история каждой семьи, часть нашей души, которую передали нам отцы и матери, наши бабушки и дедушки.
С другой стороны, эта связь поколений уж слишком проста: опять на примитивном уровне свой-чужой, хороший-плохой. Это, конечно, уже что-то, но достаточно ли этой связи? Ведь просто за землю не умирают, умирают за что-то большее. А вот откуда берется это "что-то большее" и было ли оно отраженно в речи - это отдельный вопрос.
Была ли обоснована отмена парада Победы в России? Какие последствия будут у этой отмены, как для рейтинга президента, так и вообще для духа народного?
Речь Александра Лукашенко.
Первым делом отметим, что Лукашенко не просто произнес речь - он провел парад. Уже один этот факт говорит о том, какой сильный ход сделал Лукашенко. Когда мир прячется от коронавируса - Белоруссия проводит парад.
Полный тест выступления можно прочитать тут.
Второй интересный и эффектный шаг - 9 мая в Белоруссии стартует президентская избирательная компания.
В своем обращении президент Белоруссии также сделал акцент на то, что:
Даже мысль изменить традициям, которые вот уже 75 лет прославляют историю Великого Подвига победителей, для нас недопустима.
Мысль продолжается:
Но в этом обезумевшем, потерявшем ориентиры мире найдутся люди, осуждающие нас за место и время проведения этого священного действа. Хочу им сказать по-человечески: не торопитесь делать выводы, а тем более осуждать нас - наследников Победы, белорусов.
Мы просто не могли иначе, у нас не было другого выбора, а если и был бы, мы поступили бы так же, потому что на нас смотрят глаза погибших за нашу свободу советских солдат, глаза замученных в застенках гестапо партизан и подпольщиков, глаза стариков, женщин и детей Хатыни.
Лукашенко не просто дает ответ тем, что может "осуждать" такое проведение парада, он еще в какой-то мере пытается "национализировать победу" и даже показать свое превосходство на остальным пост-советским пространством:
И пусть в этом году военный парад в Минске станет единственным на постсоветском пространстве, он пройдет в честь всех советских воинов, освободивших мир от нацизма.
За скобками сразу заметим, что в Туркменистане тоже прошел парад в честь Дня Победы. Как говорится - без комментариев.
Если сравнивать две речи, два выступления и два сценария одного дня, то, конечно, в Белоруссии, увы все выглядит и солидней и эффектней, чем в России. Речь идет именно о картинке и о воздействие на шировки массы. Лукашенко мастерски жонглирует образами и смыслами.
Однако справедливости ради, отметим, что некоторые пассажи белорусского лидера иначе как жонглированием и не назовешь. Вспомним хотя бы как 21 октября 2019 года Лукашенко дал интервью казахстанскому телевизионному информационному агентству «Хабар». В частности было сказанно:
"Все эти войны — не наши войны. Отечественная война 1812 года, Наполеон прошелся до Москвы и назад вернулся через Белоруссию. Всё разграблено, всё было уничтожено. Потом Первая мировая война. Дошли до того, что от Белоруссии осталась только узенькая полосочка — часть восточных губерний отошла России, а до Минска отошли к Польше по Рижскому договору. Потом Вторая мировая война, у нас — Великая Отечественная война. Полностью Белоруссию стерли с лица земли. Это не наши были войны. Мы тем не менее горя хлебнули."
Как это понимать?
Еще можно вспомнить и многие официальные встречи Лукашенко с Порошенко, на которых тоже говорились очень интресные вещи.
За скобками
Получается два интересных вывода:
1. В моменте Лукашенко отыграл более красиво, даже несколько принизил Россию (зачем?). Однако если смотреть на более длительной дистанции - Путин более последовательный. Если Лукашенко бросается из крайности в крайность, то Путин такого себе не позволяет. Даже если где-то речи Путина могут смотреться чуть более бледно, но зато в них прослеживается одна генеральная линия.
2. Яркость или бледность конкретных собыйт ни как не меняет общей ситуации и тренда. Советскими смыслами и образами скорее прикрываются и используют их для того, чтобы добиться расположения тех, для кого это еще важно. Каких-то глобальных вопросов - не ставится. Неудобные вопросы о связи нынешней реальности с СССР обходятся стороной и не замечаются.