Живопись - это путь. Дорога совершенствования, познания мира и самого себя. И у каждого большого художника она была своя. Взбиравшаяся на кручи головокружительных успехов или "нырявшая" в пропасти творческих кризисов, уводившая прочь от земных тревог или устремлявшаяся в дебри людских страстей, манившая новыми горизонтами или страшившая непредсказуемыми поворотами, для некоторых она была широкой и длинной, но куда чаще — извилистой и неоправданно короткой. Ибо удел всех великих мастеров — держать на плечах тяжесть данного с рождения таланта, пронося его такими тропами, которыми не осмеливались следовать прочие.
Как говорил незабвенный Лао Цзы: «Путь в тысячу ли начинается с первого шага». Что ж, для мастеров изобразительного искусства это утверждение более чем верно. Ведь тот самый, волнующий сердце миг, когда работа маэстро представлялась на суд взыскательной публики и наконец-то получала заслуженное признание — одно из ярчайших переживаний в его судьбе. И как бы трудно не было впоследствии — самый важный шаг к вершине мастерства был сделан.
1. Иван Константинович Айвазовский 1817-1900
2. Алексей Кондратьевич Саврасов 1830-1897
3. Виктор Михайлович Васнецов 1848-1926
Нам не всегда известно, является ли та работа, с которой многомудрые специалисты истории искусства начинают отсчёт творческих побед художника, самым первым его удачным полотном. Как далеко не всегда можно быть уверенными в том, что ссылка на авторитетные источники, утверждающие, что некая картина является самым последним творением данного художника, стопроцентно верна. Однако, сам факт того, что некое произведение «открыло» миру блистательный талант, а иное стало его «лебединой песней», вызывает почти что мистический трепет. Поставленные рядом, эти «альфа» и «омега» творческого пути выдающихся живописцев могут рассказать очень многое. Порою они со всей очевидностью повествуют о том, как изменилась техника, трансформировались тематические предпочтения и сместились нарративные акценты их творчества. Но главное — при подобном сравнении бывают заметны «следы» сугубо индивидуального, уникального творческого пути мастера. Работа с оттенками, манера мазков, общее настроение картин — всё это бывает интересно сопоставить и проанализировать.
4. Иван Иванович Шишкин 1832-1898
5. Василий Дмитриевич Поленов 1877-1927
Ранние работы — всегда более «подражательные», старательно прописанные и исподволь стремящиеся нравиться публике, экспертам, педагогам. «Зрелые» же произведения носят на себе отпечаток того самого пройденного пути, о котором мы с Вами, дорогой читатель, говорили выше. Пути, который в итоге превратил старательного адепта в немеркнущую «звезду» на небосклоне мировой живописи. Поздние наработки всегда более самостоятельны, даже если выполнены на заказ, и содержат в себе больше авторского отношения к рассматриваемой экзистенции, чем любые дипломные работы или конкурсные творения того же художника. Это не означает, что они гарантированно интереснее и качественнее ранних работ, отнюдь. Но если живопись — это путь, то именно они являют собою тот «последний шаг», который каждый из них сделал навстречу бессмертной славе, навсегда войдя в пантеон русского изобразительного искусства.
6. Федор Александрович Васильев 1850-1873
7. Архип Иванович Куинджи
Автор: Лёля Городная