Погожий июльский день 1985 года. Лесная опушка неподалеку от финско-советской границы. Из притормозившей легковой машины выходит человек и открывает багажник. Оттуда вываливается изрядно помятый тип, сбрасывает с себя обрывки металлической фольги, отряхивается, а затем заключает в объятия водителя.
-Да, теперь вы в безопасности. Это Финляндия, - растроганно говорит тот.
-Свобода! – кричит недавний пленник и начинает кружить на поляне в каком-то безумном танце.
Так завершилась эпопея, связанная с тайной эвакуацией из СССР провалившегося агента английской разведки, полковника КГБ Олега Гордиевского.
Но не только сам шпион и его спасители испытали в тот момент понятную радость. Похоже, облегченно вздохнули и те, кто упустил в Москве предателя. Невероятно? Но в шпионских играх бывает и не такое.
Все последующие годы Гордиевский будет старательно лепить из себя образ стойкого борца с советским режимом, в своих книгах, статьях и речах подчеркивать, что он «всегда поступал по совести» и пошел на измену исключительно из высоких идейных соображений. Конечно, это не имеет ничего общего с действительностью.
Выходец из семьи чекистов (отец полковник НКВД, старший брат сотрудник одного из самых секретных подразделений Лубянки – нелегалы), Олег и сам с юных лет был нацелен на карьеру в «органах». Еще не окончив института, он был зачислен в резерв управления «С» (нелегальная разведка) и затем последовательно шел вверх по служебной лестнице: две длинные командировки в Данию, вожделенный Лондон, реальная перспектива стать резидентом, а по возвращению в Москву – получить звание генерала.
Неглуп, начитан, знает три языка, умеет расположить к себе людей, найти общий язык с начальством. И результаты хорошие: есть вербовки, не теряется в самых сложных ситуациях, складно излагает аналитические записки. Словом, очень перспективный сотрудник. Но только никто не знал, что еще осенью 1972-го, оказавшись во второй раз под крышей советского посольства в Копенгагене, Гордиевский инициативно (то есть сам, по своей воле) вышел на связь с западными спецслужбами и предложил им свои услуги в качестве агента-двойника. Сначала с ним работали датчане, а затем, когда они осознали подлинную цену приобретению, он был передан на связь британцам.
С этого момента его карьера в разведке резко пошла в гору. Ушлые британцы – а МИ-6 считается одной из самых продвинутых разведок мира – решили в случае с Гордиевским сыграть по-крупному. Да, он охотно сдавал им своих сослуживцев, сотнями таскал для копирования секретные документы, наводил их контрразведку на агентов, завербованных Лубянкой в Скандинавских странах. Но все это казалось жалкой рутиной по сравнению с теми грандиозными перспективами, которые светили Лондону в будущем. Молодого офицера советской разведки было решено сделать крупной фигурой в КГБ, продвинуть на вершины службы. Что, кстати, вполне отвечало и амбициям самого предателя.
В штаб-квартире МИ-6 была создана специальная группа, которая фабриковала, якобы, секретные документы, их затем передавали Гордиевскому, а он, в свою очередь, рапортовал начальству: информация добыта с риском для жизни.
Ключевой в этой комбинации должна была стать его третья длинная командировка – в Великобританию. Оказавшись под крышей советского посольства вначале на третьих ролях, он уже спустя два года стал первым претендентом на то, чтобы занять должность резидента. И здесь тоже не обошлось без помощи кураторов из британских спецслужб: они попросту выслали из страны других перспективных офицеров КГБ, включая действующего резидента Аркадия Гука. К началу 1985 года путь наверх был полностью расчищен, и Москва рассматривала кандидатуру Гордиевского, уже как единственного кандидата на пост главы стратегически важной разведывательной точки. Его вызвали на смотрины в Центр. Самые большие генералы в Ясенево отечески похлопывали его по плечу: молодец, сынок, далеко пойдешь.
До вожделенного назначения оставались считанные дни.
Резидент в Лондоне, звание генерала (должность такое предусматривала), триумфальное возвращение в Москву и назначение на один из ключевых постов в Ясенево – если бы все шло по этому сценарию, то Олег Гордиевский мог стать самым знаменитым «кротом» за всю историю мировых спецслужб.
Между делом он искусно заложил англичанам целый ряд важных агентов советской разведки, включая видного норвежского политика Арне Трехолта, осужденного на двадцать лет тюрьмы. Пострадали и несколько наших нелегалов, имевших несчастье быть в контакте с предателем.
Однако в мае 1985-го эта счастливая для англичан и для двойного агента история пошла под откос.
(Продолжение следует)