Найти тему
Sexy Ballet

"Продолжайте, сержант"

Прошедшее 9 мая вдохновило нас на то, чтобы рассказать, как прошла война для великого английского хореографа Фредерика Аштона. Заранее просим прощения, если неправильно употребим какие-нибудь военные термины, мы что-то знаем про балет, но про войну - абсолютно ничего, совсем как наш герой ))

Фредерик Аштон. Фото из интернета
Фредерик Аштон. Фото из интернета

Фредерик Аштон был призван в июне 1941 года. Ему было 37 лет, и он уже являлся национальным достоянием, поставив множество популярнейших балетов, но это не спасло его от призыва, и он был зачислен не куда-нибудь, а в ряды Королевских военно-воздушных сил.

Летать ему, к счастью, не пришлось, потому что командование довольно быстро поняло, что никакого толку от этого персонажа не будет. Он с трудом подчинялся армейской дисциплине, не умел маршировать, приветствовать старших по званию и т.д., а главное, был совершенно не в состоянии всему этому научиться. Сажать такого за штурвал самолета было равносильно убийству человека и уничтожению ценной техники.

Аштона пытались использовать на земле. Сначала его хотели научить картографии, но дело не пошло. Затем перевели в разведку. В его задачи входило опрашивать пилотов, возвращавшихся с вылетов, и составлять рапорты.

Сослуживцы Аштона позднее вспоминали, что и в этом деле он "был не на высоте, честно говоря". Тем не менее, в своей эскадрилье он пользовался популярностью. У него был легкий характер, он умел сходиться с людьми, разрядить обстановку шуткой. Летчики терпеть не могли наземных канцелярских служащих, и Аштон заслужил их симпатии тем, что не доставал их с бюрократией (ему самому это было вовсе не надо). Некотором он помогал писать любовные письма подружкам. А главное, он был знаменитостью, и в увольнительные его охотно приглашали в гости аристократы и богатые люди, составлявшие его окружение до войны. Аштон всегда брал с собой одного-двух летчиков и давал им тем самым возможность побывать в высшем обществе, потанцевать с шикарными леди и насладиться обильной выпивкой, купленной на черном рынке (в Британии в то время действовала жесткая карточная система, и хороший алкоголь был практически недоступен).

Фредерик Аштон в более привычной обстановке, чем аэродром. Фото из интернета
Фредерик Аштон в более привычной обстановке, чем аэродром. Фото из интернета

К Аштону благоволил даже командир эскадрильи Питер Таунсенд - легендарный ас и один из самых популярных героев войны. "Ко мне приблизилось довольно тщедушное существо, которое сделало, так сказать, пару пируэтов, прежде чем выполнить воинское приветствие, - вспоминал Таунсенд о первой встрече с Аштоном. - Он мне сразу понравился. Мы много смеялись и стали хорошими друзьями".

Однажды Таунсенд пригласил Аштона полетать вместе. Аштон не смог отказаться от этой чести, хотя боялся высоты (ну да, ну да, где еще служить такому, как не в авиации?). "Пожалуйста, сэр, не поднимайтесь выше", - умолял он Таунсенда. "Вообще-то летать низко гораздо опаснее, [чем на высоте], - вспоминал Аштон, - но я находился близко к земле, и это было для меня главное".

Командир Аштона Питер Таунсенд. Фото из интернета
Командир Аштона Питер Таунсенд. Фото из интернета

При всем при этом Аштон служил в ранге офицера, и иногда ему приходилось командовать. Например, каждый вечер он должен был присутствовать при спуске флага и руководить этим важнейшим делом, но он не знал, какие нужно отдавать команды, и просто говорил: "Продолжайте, сержант". Однажды Сержант в церемонии спуска флага не участвовал, и Аштон сразу же сел в лужу.

В другой раз ему пришлось вести свой отряд в церковь. Аштон весь вечер учил, как надо командовать передвижением, но на следующий день перед ответственным маршем в церковь признался старшему офицеру, что знает, как привести своих орлов к церкви, но не знает, как заставить их войти. "Ну что ж, - сжалился офицер, - тогда я возьму командование на себя".

Фредерик Аштон (второй справа) в униформе Королевских ВВС с коллегами по балетному цеху. Фото из интернета
Фредерик Аштон (второй справа) в униформе Королевских ВВС с коллегами по балетному цеху. Фото из интернета

Все время, проведенное в эскадрилье, Аштон забрасывал письмами своих влиятельных друзей и поклонников, чтобы они поспособствовали его переводу в более спокойное место, желательно, в Лондон. Наконец хлопоты принесли успех, и в 1944 году он был переведен на службу простым клерком в цензурное ведомство, что его полностью устраивало. Теперь он служил в Лондоне и в свободное время снова мог заниматься тем, что ему действительно удавалось, - сочинять хореографию.

Фредерик Аштон был далеко не единственным представителем британского балетного мира, кто оказался на войне. Его труппа лишилась почти всех танцовщиков. Директриса Нинетт де Валуа была вынуждена брать из балетной школы совсем зеленых юношей, которые только начали учиться танцу (ведь труппа продолжала выступать все военные годы, несмотря на тяжелейшие условия и бомбардировки Лондона, и балеринам были нужны партнеры), но стоило им хоть чему-то научиться и начать демонстрировать успехи, как подходила их очередь и их тоже призывали. Никто не думал о том, что для танцовщика необходимы ежедневные классы и регулярные спектакли, иначе он потеряет форму. Это все было неважно. Британии в те годы были нужны все, кто мог держать оружие. И даже, как мы видим на примере Аштона, те, кто не мог.